О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Дрон и две маргариты

Совсем недавно дроны были либо дорогостоящими разработками для военных, либо игрушками для любителей гаджетов. Теперь беспилотники готовятся стать частью транспортной системы городов

Совсем недавно дроны были либо дорогостоящими разработками для военных, либо игрушками для любителей гаджетов. Теперь беспилотники готовятся стать частью транспортной системы городов.

Пионером в развитии беспилотной авиации для города станет Гуанчжоу, заявил в начале августа китайский производитель автономных беспилотных летательных аппаратов Ehang. Компания поможет администрации города создать командно-диспетчерский центр, который обеспечит безопасные и эффективные полеты сразу нескольких летательных аппаратов. Проект предусматривает и создание базовой инфраструктуры на земле.

Сама Ehang протестирует несколько маршрутов, а затем приступит к коммерческой эксплуатации системы. В проект планируется привлечь партнеров. В списке предметов для воздушной доставки - дорогостоящие грузы небольшого веса, в том числе кровь и органы для неотложной медицинской помощи. "Мы ведем переговоры с другими городами, не только в Китае, чтобы запустить безопасные, эффективные и доступные автономные воздушные перевозки", - цитирует компания Ху Хуажи, своего основателя.

А в январе 2019 г. департамент сертификации летной годности Администрации гражданской авиации Китая (CAAC) выпустил документ, который направлен на оценку риска системы управления летной годности беспилотников. К этой работе подключено пять китайских компаний, в числе которых и Ehang. Так что в Китае включение беспилотных летательных аппаратов в существующую систему гражданской авиации - уже тенденция.

Военные разных стран используют беспилотники со времен Второй мировой войны. Сейчас у них на службе 9 из 10 всех беспилотных систем. Следом начал развиваться рынок потребительских беспилотников. Но есть возможности для роста и в других сегментах, указывает Goldman Sachs в обзоре, посвященном дронам. Некоторые гражданские задачи беспилотники могут решать гораздо эффективнее пилотируемых летательных аппаратов. Например, делать снимки для геодезистов, доставлять грузы и обеспечивать связь. Бизнес и правительства с 2016 по 2020 г. потратят $13 млрд на тысячи беспилотников, прогнозировал Goldman Sachs. Всего, по его оценке, за это время рынок дронов прибавит до $100 млрд, $30 млрд из которых - гражданские ($13 млрд для коммерческого использования и $17 млрд - потребительские).

Дрон рисует карту

21 000 часов наблюдений - это почти 875 суток - потребовалось компании "Геоскан", по собственным данным, чтобы составить трехмерную карту Тульской области. Это был пилотный проект создания геодезически точной 3D-модели типового региона по программе "Национальная технологическая инициатива". Новые данные, полученные с беспилотников, дают информацию о самовольно занятых землях, могут использоваться при выдаче разрешений на строительство, цитировали СМИ Тульской области министра имущественных и земельных отношений региона Михаила Пантелеева.

Значительная доля объектов недвижимости и земель не учтены в Едином госреестре, следует из информации на сайте Росреестра. Традиционные технологии кадастровых работ не позволяют быстро уточнить границы более чем 30 млн земельных участков, чтобы поставить их на учет, пишет "Геоскан". А беспилотники могут решить эту задачу, причем с погрешностью 10-20 см. Подобные технологии уже применяются в других странах: высокоточные карты есть, например, в Хельсинки и Сингапуре.

Дрон и нефтепровод

Использование решений на базе беспилотных технологий дает большие преимущества нефтегазовым предприятиям, например, в геологоразведке - от предварительного анализа перспективных участков до геодезических съемок для проектирования и подготовки сейсморазведки, пишет PwC в статье, посвященной использованию дронов в нефтегазовой отрасли.

Беспилотные технологии есть у крупнейших мировых нефтегазовых компаний. Не отстают и российские. 63 летных отряда ежемесячно совершают более 2500 вылетов на объектах топливно-энергетического комплекса по всей России, сообщала входящая в концерн "Калашников" Zala Aero, которая обследует инфраструктуру нескольких компаний, включая "Газпром" и "Самотлорнефтегаз" (принадлежит "Роснефти"). Дрон может исследовать 240 км в день, как и экипаж вертолета. Но летный час беспилотной техники обойдется в несколько раз дешевле (например, у вертолета Ми-8 он достигает $3000-4000) и не повлечет рисков для экипажей.

Большинство подобных работ выполняют малоразмерные дроны, но для протяженных объектов в труднодоступных местах их недостаточно - нужны тяжелые аппараты. Такой, например, разрабатывает Уральский завод гражданской авиации. Предполагается, что дрон под именем "Альтаир" взлетной массой свыше 7 т сможет выполнять полеты продолжительностью более двух суток, поднять машину в воздух планируется в этом году.

Дрон доставляет кровь

В 2016 г. американская Domino’s Pizza объявила, что в Новой Зеландии первой в мире протестировала доставку пиццы беспилотниками. Партнер проекта - транспортная компания Flirtey объясняла, что страна выбрана для старта программы из-за прогрессивных авиационных правил: регулятор здесь разрешил использовать беспилотники в коммерческих целях. В том же 2016 г. о начале использования дронов заявила Amazon: в британском Кембридже ее аппарат стартовал с подвижной платформы и оставил покупку на лужайке возле дома.

Впрочем, сыктывкарская "Додо пицца" протестировала доставку с помощью дрона еще в июне 2014 г. За первый день работы она отправила шесть заказов на 3270 руб. Вместе с "Додо пиццей" над проектом работали специалисты компании "Коптер экспресс". Но в октябре того же года суд оштрафовал перевозчика на 50 000 руб. за "грузоперевозку по воздуху без лицензии", писали СМИ.

Ehang уже два года проводит коммерческие авиаперевозки на своей базе в Гуанчжоу и рядом с ней. Компания работает со службой экспресс-доставки DHL-Sinotrans и розничной компанией Yonghui. Для DHL-Sinotrans дрон Ehang Falcon сокращает не только время доставки для 8-километровой поездки с 40 до 8 минут, но и затраты на перевозку.

У беспилотников есть и более важные задачи: транспортировка лекарств, органов для трансплантации и компонентов крови. С 2016 г. американская компания Zipline перевозит при помощи дронов медикаменты и кровь для переливания в Руанде.

Есть у беспилотников потенциал и в сфере доставки корреспонденции и наличных денег в труднодоступные населенные пункты. Так, в 2017 г. Сбербанк объявил о планах по использованию беспилотников для доставки материальных ценностей, включая наличные. А "Почта России" экспериментировала с доставкой посылок при помощи квадрокоптера в Бурятии. Беспилотник разбился, врезавшись в здание сразу после взлета. Но компания заявляла, что сворачивать эксперимент не будет.

Дрон и агроном

К 2020 г. агросектор станет вторым по использованию дронов после строительства, объем этого сегмента составит $5,9 млрд, указывает Goldman Sachs. Аграрии с помощью дронов вносят удобрения и другие необходимые вещества.

"Наши беспилотники хорошо разбрызгивают пестициды и удобрения на склонах, поэтому мы нацелены на виноградники в долине Напа в США и Шампань во Франции", - заявлял старший генеральный директор Yamaha Осаму Ишиока в интервью FT в 2015 г. Треть риса, который едят в средней японской семье, опрыскивают сельскохозяйственными химикатами дроны Yamaha. В стремительно стареющей Японии беспилотники облегчают работу пожилых фермеров.

Летом 2018 г. стало известно, что яблоневый сад Apple Orchard Beak & Skiff в г. Лафайет, штат Нью-Йорк, опыляют с помощью дронов. Так беспилотники решают проблему исчезновения пчел.

В России в 2018 г. резко вырос спрос на работу дронов на сельскохозяйственных полях на юге страны, отмечала "Российская газета". Агрохолдинги использовали беспилотники для учета угодий и прогнозирования объема урожая на конкретном поле.

Резидент биомедицинского кластера "Сколково" - "АгроДронГрупп" создала собственную систему анализа состояния растений с помощью беспилотников. Оснащенные специальными датчиками беспилотники облетают посевы сельскохозяйственных культур и собирают агрономические данные о растениях. У компании уже пять крупных клиентов в России и Казахстане.

Дрон и интернет

Покрыть определенную территорию связью, например мобильной, тоже можно с помощью дрона. Это задача атмосферных спутников - дронов, которые благодаря использованию солнечной энергии могут находиться в воздухе до нескольких месяцев.

Один из первых подобных дронов NASA Helios в 2001 г. поднимался на максимальную высоту в 29 км. Другой пример - беспилотник Zephyr, который успел полетать над аризонской пустыней (затем проект купила Airbus, теперь он засекречен). Наработки были даже у Facebook - это дрон Aquila, предназначенный для раздачи интернета в труднодоступных местах. Предполагалось, что одна базовая станция сотовой связи, установленная на Aquila, сможет заменить до 100 станций на поверхности Земли. Первое испытание дрона закончилось аварией. Год спустя дрон провел в воздухе 1 час 46 минут, достигнув максимальной высоты 914 м. Но в 2018 г. компания закрыла проект, заявив, что будет развивать подобные технологии с партнерами - например, с Airbus.

В России существует два проекта беспилотников подобного типа. Это "Сова", созданная компанией "Тайбер" совместно с Фондом перспективных исследований, и Ла-251 "Аист" от НПО им. С. А. Лавочкина. Оба дрона поднимались в небо еще в 2016 г., но, по признанию создателей, требовали доработок. Проекты не завершены....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка