О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Sky Review: Заход на точную посадку

Сергей Бабуров, заместитель генерального директора АО ИАП "Навигатор": "Российская авионика - одна из лучших в мире, но ее выход на международный рынок пока затруднен"

Сергей Бабуров, заместитель генерального директора АО ИАП "Навигатор": "Российская авионика - одна из лучших в мире, но ее выход на международный рынок пока затруднен".

Институт авиационного приборостроения "Навигатор" был основан группой конструкторов и инженеров Всесоюзного научно-исследовательского института радиоаппаратуры в 1992 году. С таким кадровым заделом новой компании легко и быстро удалось завоевать свое место на рынке. А следующий шаг - экспорт-ориентированная стратегия развития, которая, по замыслу менеджмента, должна обеспечить точный заход на иностранные рынки.

Следуя мировым тенденциям в области разработки современной авионики и собственным инновационным подходам, инженеры "Навигатора" создали первую отечественную систему предупреждения столкновений с воздушными судами, систему раннего предупреждения близости земли, уникальный комплекс навигации, посадки и наблюдения с использованием технологий автоматического зависимого наблюдения (АЗН-В).

- Сергей Владимирович, на чем сегодня сосредоточена деятельность АО "Навигатор"?

- В настоящее время аппаратурой АО "Навигатор" оборудованы сотни российских ВС гражданского и военного назначений всех типов. Среди них - вертолеты Ка-226, Ка-62, "Ансат", Ми-8 и др.; самолеты Ил-76, Ту-204, Ил-96, Як-130, Ан-148, Су-25, Су-27, Су-30, Су-34, Су-35, МиГ-21, МиГ-29, МиГ-35, а также беспилотные летательные аппараты.

Стоит отметить, что модернизация бортов разработками нашей компании позволила избежать запрета полетов российской авиации за рубеж, так как установленная обновленная авионика отвечала международным требованиям и стандартам. Дальнейшая наша деятельность была направлена на перспективное развитие отечественной авиации. В АО "Навигатор" впервые в РФ были разработаны система раннего предупреждения близости земли, бортовое оборудование GLS/ЛККС для обеспечения инструментальной посадки по информации от спутниковых радионавигационных систем, аппаратура ADS-B (In/Out) и наша особая гордость - система СПСВ, которой нет аналогов в Российской Федерации.

- Расскажите, пожалуйста, подробнее об этой системе.

- Одним из важнейших инновационных проектов нашей компании является разработка первой отечественной системы предупреждения столкновений с воздушными судами, сокращенно - СПСВ. Система реализует функции бортовой системы предупреждения столкновений (TCAS), бортового приемоответчика A/C/S, автоматического зависимого наблюдения (ADS-B In/Out), бортовой системы раннего предупреждения близости земли (GPWS/TAWS/RWP/RAAS). Создана система предупреждения столкновений с воздушными судами с учетом перспективных международных программ развития авионики SESAR и NextGen и соответствует международным и отечественным стандартам. Это бортовая аппаратура, которая превосходит по своим техническим и массогабаритным характеристикам мировые аналоги. На рынке сегодня у нее фактически лишь один конкурент - компания, входящая в холдинг Honeywell. Мы считаем, что у СПСВ стратегически важные для России перспективы на внутреннем рынке и большой экспортный потенциал.

- Какова ключевая особенность российской системы предупреждения столкновений?

- В основе разработки - операционная система ARINC 653, имеющая широкие возможности функциональности системы в процессе жизненного цикла. Она соответствует всем международным стандартам, таким как: DO-185B, DO-260B, ARINC 762, ИКАО Приложение 10 Том IV и другие. Установка данной системы позволит полностью уйти от зависимости от оборудования, произведенного в США. Ведь до сих пор на всех воздушных судах стоит американская система, без которой запрещено совершать перелеты в международном пространстве для определенных типов судов.

- Ранее Вы говорили, что СПСВ - не единственный инновационный продукт АО "Навигатор".

- Да. Также одной из последних разработок является авиационная система навигации, посадки и наблюдения "КОРМА". В связи с постоянно возрастающей ролью авиации в решении задач народного хозяйства, межрегиональных перевозок, а также в интересах нефтегазовой сферы, впервые единым комплексом удалось добиться решения задач в части инструментальной посадки, навигации и наблюдения.
Концептуальным преимуществом "КОРМА" является то, что система строится на базе серийно выпускаемых изделий. Наряду с выполнением штатных задач она будет воплощать функции навигации и посадки. На данный момент конкурирующих систем на мировом рынке нет. Система "КОРМА" впервые обеспечит единым комплексом аппаратуры взаимодействие судов, платформ, малооборудованных аэродромов и летательных аппаратов. И это еще один ресурс для повышения экспортной привлекательности российского авиапрома.

- Насколько эти технологии важны для обеспечения качества и безопасности полетов?

- В скором времени в РФ в рамках целевой программы по организации воздушного движения будет развернута современная многопозиционная система наблюдения (МПСН). Основной функцией, равно как и преимуществом этой технологии, является определение местоположения воздушного судна в режиме реального времени (без задержек), что, безусловно, позволяет эффективней использовать воздушное пространство.

Система "КОРМА", построенная на базе серийно выпускаемых изделий, совместно с МПСН позволит осуществлять не только функцию наблюдения, но и обеспечит категорированную посадку и навигацию и пилотируемой, и беспилотной авиации на суше даже в самых сложных метеорологических, геолокационных и рельефных условиях в любое время суток. Совместное применение и взаимодействие системы "КОРМА" и МПСН дадут возможность решить народнохозяйственные задачи: эти технологии помогут более эффективно использовать малооборудованные аэродромы, что значительно упростит освоение отдаленных регионов России.

- С какими сложностями сталкивается российский авиапром при выходе на зарубежные рынки?

- Если говорить о нашем оборудовании, то вся она стандартизована, то есть может быть установлена на любой тип воздушного судна. Но, к сожалению, выход на зарубежные рынки предполагает учитывать специфику ведения бизнеса за границей: в любой стране существует политика поддержки собственных производителей. Однако у нашей компании есть все необходимое, чтобы успешно конкурировать на мировом рынке с крупнейшими иностранными компаниями: и высокого уровня технологии, и квалифицированные специалисты, и многолетний опыт работы в отрасли. Конечно, никто не говорит, что будет просто, но стремиться к этой цели мы обязательно будем....
Авторские права на данный материал принадлежат «Sky review». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка