О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Небесный свод

Одна из основ гибкой интеграции БПЛА в воздушное пространство - гармоничная корреляция текущей структуры ВП и разрабатываемых для полетов беспилотников концепций

Одна из основ гибкой интеграции БПЛА в воздушное пространство - гармоничная корреляция текущей структуры ВП и разрабатываемых для полетов беспилотников концепций. В соответствии с федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации определены три класса ВП: А, С и G. Наиболее высотное - воздушное пространство класса А - имеет нижнюю границу на отметке 8100 м. Здесь полеты выполняются только по приборам (ППП) и применяется эшелонирование. Все полеты выполняются при наличии предварительного разрешения служб УВД и обеспечиваются обязательным диспетчерским сопровождением. Ниже 8100 м определен класс С. Его границы могут варьироваться для различных зон и районов. Здесь движение ВС осуществляется по приборам (ППП) или по правилам визуальных полетов (ПВП), применяется эшелонирование. Все полеты обеспечиваются обязательным диспетчерским сопровождением, а наличие постоянной двухсторонней радиосвязи со службами УВД обязательно. Кроме того, необходимо наличие разрешения на использование ВП, а на высоте ниже 3050 м действует ограничение по скорости (не более 450 км/ч). И наконец, нижнее воздушное пространство - класс G. Его верхняя граница варьируется от 300 м до 4500 м в зависимости от географического местоположения. В классе G разрешаются как полеты по приборам, так и визуальные полеты. Здесь чаще всего летает АОН, или "легкая" авиация, а в перспективе - беспилотные авиационные системы (БАС). Эшелонирование и диспетчерское сопровождение не требуются, однако при необходимости воздушные суда могут обеспечиваться полетно-информационным обслуживанием. В случае, если полеты выполняются по приборам, то обязательна постоянная двухсторонняя радиосвязь со службами УВД. Специального разрешения на полет в классе G не требуется. Беспилотная интеграция Классификация воздушного пространства РФ не входит в противоречие с европейской концепцией интеграции беспилотных летательных аппаратов UAS ATM Integration. В России аналогичный проект, в основе которого лежат технологии мультилатерации (многопозиционные системы наблюдения, МПСН), находится на стадии активной проработки. В концепции UAS ATM Integration определены две новые категории воздушного пространства: VLL - очень низкое воздушное пространство и VHL - очень высокое воздушное пространство. Поскольку беспилотные воздушные суда (БВС) трудно категорировать из-за их многообразия, то дополнительно вводятся семь классов полетов. В нижнем воздушном пространстве VLL (до 150 м) будут выполняться полеты БПЛА, относящиеся сразу к четырем классам. Это большая часть частных полетов, коммерческие операции и проч. Границы очень высокого воздушного пространства VHL находятся на отметке в 20000 м. Для данной зоны определен только один класс полетов БПЛА. Для остального воздушного пространства между VLL и VHL, а это 19850 м, зарезервировано еще два класса. В данном ВП летает коммерческая авиация, а в отдельных случаях - АОН. В связи с этим полеты беспилотников должны осуществляться по строгим правилам: обязательная видимость системам УВД, наличие технологий уклонения от столкновений, совместимых с аналогичными системами на пилотируемых судах (ПВС). Ниже представлена иллюстрация, сопоставляющая текущие границы классов ВП РФ (слева) и классов, описанных в концепции UAT ATM Integration (справа) для БАС. В графике намеренно не представлены районы аэропортов в виду того, что полеты БАС там не выполняются. Всему свое место Какие задачи решают БПЛА в описанных выше воздушных пространствах? Рассмотрим сначала полеты на высоте до 150 м. В рамках класса 1 - полеты в зоне прямой видимости, определены три подкласса: А1, А2 и А3. Для подкласса А1 допустимы полеты в областях с малой интенсивностью воздушного движения, вдали от аэродромов и других запрещенных зон. Ограничение по высоте составляет 50 м. Полеты БПЛА не выше 120 м (подкласс А2) должны осуществляться вдали от массовых скоплений людей, при этом предварительно пилотам дронов следует сдать специальные тесты в режиме онлайн. Полеты более крупных БПЛА (также не выше 120 м) массой не более 25 кг (подкласс А3) дозволены пилотам, которые сдали теоретический и практический экзамены; при этом должна быть реализована технология геофенсинга для предотвращения нарушений периметров запретных зон. Так называемые "свободные полеты" (класс 2) предназначены для операций, не поддающихся заблаговременному планированию, в первую очередь, это поисково-спасательные операции. Полеты средней и большой дальности (класс 3) предусмотрены для мониторинга линий электропередач, железнодорожных путей, а также других операций на больших дистанциях. Полеты беспилотников в рамках классов 2 и 3 могут выполняться как в пределах, так и за пределами зоны прямой видимости. При этом БПЛА должны быть видимы средствам наблюдения, и для таких операций обязательна подача плана полета. Обязательно применение общей системы измерения высот, а дроны должны поддерживать возможность самоэшелонирования. Последний класс в воздушном пространстве до 150 м - класс 4. Класс предусмотрен для редких и узкоспециализированных операций, в том числе, полетов в запрещенных для БПЛА зонах. На высоте от 150 м до 20000 м (классы 5 и 6) летает коммерческая авиация, поэтому здесь дроны оборудуются двухсторонней связью с диспетчером, имеют возможность выдерживать безопасные интервалы от ПВС и могут избегать столкновения, используя системы DAA. Полеты в классах 5 и 6 выполняются по правилам ППП или ПВП и будут соответствовать требованиям, предъявляемым к системам связи, навигации и наблюдения (CNS). Полеты беспилотников на высоте 20000 м и выше (класс 7) предлагают соответствие требованиям классов 5 и 6, воздушное пространство которых придется пересекать БПЛА в этом случае. Для операций класса 7 могут применяться беспилотники аналогичные тем, что ранее презентовали Facebook или Google. Фундамент безопасности Классификация ВП, типов БАС и видов совершаемых операций закладывают необходимую основу будущих безопасных совместных полетов ПВС и БВС. Наличие множества типов БПЛА и разнообразия их возможностей требуют детального и структурированного подхода к организации воздушного движения с едиными прозрачными правилами. В настоящее время в России актуален вопрос создания концепции по интеграции БВС в ВП. Решение этой важнейшей задачи позволит сформировать у всех заинтересованных сторон (производителей БПЛА, аппаратуры и ПО, эксплуатантов, регулирующих органов) единое видение будущего отрасли и затем определить стратегический курс развития БАС. И этот вопрос необходимо решать оперативно. Ведь сегодня в мире уже повсеместно отрабатываются технологии, позволяющие на практике реализовывать подобные концепции. В частности, тестируются системы DAA, а также технологии, позволяющие сделать БПЛА видимыми средствам УВД и другим участникам воздушного движения (АЗН-В 1090ES, 4G/5G, FLARM). Активно разрабатываются и внедряются системы геофенсинга (подобно тому, как это сделано в аэропорту Гатвиг, в Лондоне). Создаются летающие прототипы транспортных БПЛА и многое другое....
Авторские права на данный материал принадлежат «Sky review». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка