Военно-промышленный курьер
27 августа 2019, 10:01
Недосягаемый "Кинжал"
Основой для разработки глайдера стала опытная боевая часть, рассчитанная на полет при числе М=6 и разрабатывавшаяся по программе альтернативного ББ (Alternate Re-Entry System), которая была успешно испытана в 2011 и 2017 годах
Неядерное оружие ВМС промежуточной дальности для нанесения быстрого удара (Intermediate Range Conventional Prompt Strike Weapon - IR CPS) предусматривает комплексирование унифицированного планирующего ЛА с баллистической ракетой, запускаемой с подводной лодки. ВМС планируют провести летные испытания системы IR CPS в 2020 и 2022 годах, продолжив создание опытных образцов до января 2024-го ("Гиперзвуковые ракеты США не попадают в закупки").
Сухопутное продолжение
Программа гиперзвуковой ракеты наземного базирования (land-based hypersonic missile - LBHM) предусматривает комплексирование унифицированного планирующего ЛА с двухступенчатой баллистической ракетой. Система должна иметь дальность 2250 километров и обеспечить армию прототипом стратегического ударного оружия для преодоления системы A2/AD (anti-access/area denial - преграждение доступа и блокирование отдельной зоны), подавления средств дальнего действия и поражения других высокоприоритетных скоростных маневрирующих целей противника. В 2023 году планируется провести летные испытания.
Полет на двадцати Махах
Ожидается, что неядерное гиперзвуковое ударное оружие (hypersonic conventional strike weapon - HCSW) объединит унифицированный планирующий ЛА с твердотопливной авиационной ракетой, оснащенной спутниковой системой наведения GPS и запускаемой с бомбардировщика B-52. ВВС планируют завершить критический анализ проекта в 2020 году. Аналогичным образом ожидается, что по программе ARRW (Air-launched Rapid Response Weapon) по созданию авиационного оружия быстрого ответного удара будет разработан прототип гиперзвукового планирующего ЛА, способного выполнять полет на скоростях до числа М=20 на дальность примерно 925 километров. Несмотря на задержки из-за технических проблем, аппарат ARRW успешно прошел летные испытания в июне 2019 года и, как ожидается, завершит их в 2022-м.
По аналогии с HCSW программа ARRW представляет собой элемент проекта создания опытных образцов гиперзвуковой техники, который призван продемонстрировать концепции и дать возможность руководству принимать обоснованные стратегические и финансовые решения для будущих программ.
Вечный двигатель DARPA
Управление перспективных исследований Министерства обороны DARPA в партнерстве с ВВС продолжает испытания гиперзвукового планирующего ЛА клиновидной конфигурации, способного выполнять полет при числах М=7 и более. Эта программа (Tactical Boost Glide - TBG) нацелена на разработку и демонстрацию технологий, позволяющих создать в будущем запускаемый в воздухе тактический гиперзвуковой планирующий ЛА. Предусматривается также изучение совместимости и интеграции этой системы с вертикальными пусковыми установками ВМС США и предложение аппарата TBG как военно-воздушным силам, так и флоту.
Программа состоит из двух этапов, включающих наземные и летные испытания для разработки критически важных технологий. В ней используется научно-технический задел, сформированный на основе предыдущих планирующих ГЛА с ракетным ускорителем, в том числе аппарата HTV-2 (Hypersonic Technology Vehicle 2).
Программа OpFires (Operational Fires) направлена на использование технологий TBG для разработки ракетной системы наземного базирования, позволяющей перспективному тактическому оружию после запуска прорывать современную ПВО противника, быстро и точно поражая подвижные наземные объекты.
В более долгосрочной перспективе DARPA при поддержке ВВС США продолжит работу над концепцией оружия с воздушно-реактивным двигателем (hypersonic air-breathing weapon concept - HAWC), сориентированной на технологии, позволяющие создавать эффективные и доступные гиперзвуковые крылатые ракеты авиационного базирования.
В настоящее время DARPA находится на полпути к первой фазе разработки перспективного двигателя AFRE (Advanced Full-Range Engine), работающего на всей траектории полета. Прототип должен обеспечить полет при числах Маха более 5 единиц для ЛА многоразового применения.
Пока без защиты
Пентагон вкладывает средства в создание средств борьбы с гиперзвуковым оружием, хотя заместитель министра обороны по исследованиям и разработкам Майкл Гриффин заявил, что Соединенные Штаты не будут иметь соответствующего оборонительного потенциала как минимум до середины 2020-х. По словам военного чиновника, Агентство по ПРО находится в процессе оценки предложений по созданию космического (низкоорбитального) эшелона датчиков, который теоретически увеличивает дальность обнаружения и сопровождения атакующих ракет, что является критическим требованием для защиты от гиперзвуковых средств нападения. На оборону от такого оружия Управление по ПРО запросило в 2020 финансовом году 157,4 миллиона долларов.
Совсекретные программы
Кроме семи общеизвестных проектов по разработке гиперзвуковых маневрирующих ракет большой дальности воздушного, наземного и морского базирования с максимальной скоростью, превышающей число М=5, Минобороны США реализует в режиме строгой секретности как минимум еще две программы по тому же направлению. Об этом сообщил американский еженедельник Aviation Week & Space Technology.
По данным издания, в их число входят гиперзвуковые программы HACM и HCCW, реализуемые ВВС США. Хотя их расшифровка пока точно не установлена, эксперты полагают, что под аббревиатурой HACM скрывается разработка гиперзвуковой авиационной неядерной ракеты (hypersonic air-launched conventional missile), а программа HCCW (hypersonic counter-cruise weapon) может предусматривать создание средства перехвата гиперзвуковых КР.
Гиперрасходы и результаты
Основные инвестиции в гиперзвуковое оружие, отмечает информационно-аналитический центр "Джейнс" (Jane’s), сосредоточены в США, России и Китае, в то время как несколько других стран также изучают подобную технику, но в гораздо меньшей степени. США уже потратили более 3,3 миллиарда на исследования и разработку гиперзвуковых технологий и вооружений, при этом бюджетная заявка на 2020 финансовый год составляет еще 2,6 миллиарда.
По оценкам западных экспертов, Москва вложила более 1,1 миллиарда долларов в программы "Авангард", 3М22 "Циркон" и "Кинжал". Российские расходы на эти цели вряд ли значительно возрастут в ближайшей перспективе, поскольку "Кинжал" уже на вооружении, а "Циркон" и "Авангард" близки к вводу в эксплуатацию.
Китайское финансирование гиперзвуковых разработок, полагают эксперты, превышает российское. На такие программы, как DF-ZF и Starry Sky-2, было потрачено более 1,5 миллиарда долларов. Ожидается, что DF-ZF начнет функционировать к 2020-му, в то время как Starry Sky войдет в строй к 2025 году. Предполагается, что Китай продолжит финансировать гиперзвуковые технологии, поскольку подводит текущие программы к своему завершению.
Индия, по экспертным оценкам, потратила более 500 миллионов долларов на НИОКР в области гиперзвукового оружия. Программы включают в себя гиперзвуковые аппараты Shourya, Brahmos II и Hypersonic Technology Demonstrating Vehicle (HSTDV). Индия сотрудничала с Россией в создании ракеты Bramhos II. Ожидается, что финансирование страной программ по гиперзвуковому оружию будет расти, поскольку они все еще находятся на стадии разработки и испытаний.
Разрабатываемые в США варианты гиперзвукового оружия предназначены для выполнения тактических и стратегических задач. Первые могут предусматривать, в частности, нанесение ударов по мобильным ракетным пусковым установкам и противодействие средствам дальнего действия потенциального противника, угрожающим надводному флоту применением гиперзвуковых ПКР.
По мнению западных экспертов, создаваемый США арсенал призван послужить сдерживающим фактором, поскольку такие противники, как Китай и Россия, имеют целую линейку новых гиперзвуковых вооружений....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 25, 2024
Первый полёт полностью импортозамещённого МС-21 состоится до конца ноября
Апрель 24, 2024
Работая с клиентами, мы всегда вникаем в их потребности
Апрель 26, 2024
В Московском аэропорту Домодедово обновили разметку на ВПП
Апрель 26, 2024
Объявлены победители корпоративного чемпионата ОАК по профессиональному мастерству