Автор: Владимир Иванов
Опубликовано: 28.08.2019, 13:56
 

Глава Минпромторга рассказал о будущем стратегической авиации


[image]

Министерство обороны РФ утвердило все технические требования к Перспективному авиационному комплексу дальней авиации (ПАК ДА) 26 августа сообщил в интервью информационному агентству "Интерфакс" глава Министерства промышленности и торговли Денис Мантуров. Он сказал, что работы по созданию нового стратегического ракетоносца-бомбардировщика проходят в Публичном акционерном обществе "Туполев" и на предприятиях, участвующих в реализации этой программы, в соответствии с действующими планами. Министр воздержался от предоставления каких-либо дополнительных сведений по этому вопросу.

ПАК ДА (заводское обозначение: "изделие 80") - это не проект по модернизации существующих ныне стратегических бомбардировщиков, а разработка принципиально новой машины с использованием наиболее современных технологий, существующих сегодня в авиастроении.

По официальным данным, бомбардировщик нового поколения будет выполнен по аэродинамической схеме "летающее крыло", т.е. у него не будет хвостового оперения. Самолет будет летать на дозвуковых скоростях. Компоновка бомбардировщика, о которой впервые было заявлено 6 августа 2013 года, обеспечит ему малую радиолокационную заметность в длинноволновом диапазоне, а дозвуковая скорость предполагает наличие крыла большого удлинения. В техническом задании для ПАК ДА установлена дальность полета 12 500 километров, а масса полезной нагрузки должна составлять 30 тонн.
Он создается с использованием стелс-технологий, как и как и американские самолеты такого же класса B-2 Spirit и В-21. В конструкции ПАК ДА будут широко использоваться технологии снижения радиолокационной заметности, композиционные материалы и радиопоглощающие покрытия.

Основным вооружением бомбардировщика будут гиперзвуковые ракеты дальнего радиуса действия. В июле 2015 года замминистра обороны Юрий Борисов в одном из интервью подтвердил, что работы по разработке новой ракеты идут. "Она будет не одна, их будет несколько типов - и по дальности, и по возможностям. Их разрабатывается несколько", - заявил Борисов. По словам главнокомандующего ВКС России генерал-полковника Виктора Бондарева, главным в комплексе будет ракета с дальностью до семи тысяч километров. Она сама будет решать, когда, куда, с какой скоростью и на какой высоте лететь. Самолет станет только средством доставки в зону пуска. Помимо стратегических ракет, самолет будет иметь в своем арсенале и другое высокоточное оружие.

Разработка двигателей для ПАК ДА поручена самарской компания "Кузнецов", в качестве базового взят двигатель НК-32, который устанавливается на стратегическом бомбардировщике Ту-160.

На предприятиях Концерна радиоэлектронных технологий (КРЭТ) ведется разработка электронного оборудования для этого комплекса. Между КРЭТ и Объединенной авиастроительной корпорацией существует генеральное соглашение, по которому Концерн создает унифицированное оборудование. Совместно с ПАК "Туполев" КРЭТ также участвует в опытно-конструкторских работах. В самолете применят не только новые, но и уже опробованные технологии. Часть систем и приборов будет включать образцы последних разработок, которые уже стоят на других новых самолетах и показали высокую надежность и эффективность. По информации экспертов, бомбардировщик 5-го поколения будет оснащен совершенно новым прицельно-навигационным комплексом, средствами связи, разведки и радиоэлектронной борьбы.

Один из ключевых элементов перспективного самолета - радиолокационная система - разрабатывается НИИ приборостроения им. Тихомирова. При разработке этого радара используется опыт, полученный в работах по бортовым РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), которые были созданы для истребителя пятого поколения СУ-57.

Ранее российские СМИ сообщали что работа над проектом нового бомбардировщика была начата в 2009 году, когда МО РФ подписало контракт с ПАК "Туполев" на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые могут стать крупнейшими по Государственной программе вооружений до 2025 года.

Тогда же главный конструктор ПАК Игорь Шевчук заявил, что научно-исследовательские работы надо рассматривать как создание некоего научно-технического задела по данной тематике. Это не только и не столько военная тематика, сколько проработка вопросов аэродинамики, прочности, новых материалов и технологий.

В конце мая 2013 г. в отделении аэродинамики самолетов и ракет ЦАГИ был завершен первый этап испытаний модели схемы "летающее крыло" при крейсерских скоростях до М=0. 88 и больших числах Рейнольдса (М=0. 2). Исследования проводились в трансзвуковой трубе Т-106 ЦАГИ и были направлены на уточнение аэродинамических характеристик перспективного летательного аппарата. Специальная тематическая модель "летающее крыло" с различными вариантами расположения двигателей и геометрии хвостового оперения была спроектирована и изготовлена в ЦАГИ в 2011 году. В 2012 г. модель испытали в дозвуковых АДТ Т-102 и Т-107. И хотя эти исследования проводились в рамках работ по формированию облика дальнемагистрального пассажирского самолета, очевидно, что их результаты напрямую проецируются на ПАК ДА.

О ходе работ по модернизированной версии - бомбардировщика Ту-160М - "Белого лебедя" Мантуров сказал, что "в конце 2020 года в рамках госконтракта по заказу Минпромторга России состоится выкатка первого построенного с нуля самолета Ту-160М". "Параллельно идет строительство первой партии серийных самолетов по контракту с Минобороны (на 10 машин - ИФ). Кроме того, ведется глубокая модернизация строевых Ту-160 - эта работа будет завершена в заданные военным ведомством сроки", - рассказал министр. По данным ИФ, в объем первой партии составляет 10 машин. По заявлению гендиректора РСК "МиГ" и генконструктора Объединенной авиастроительной корпорации Сергея Короткова, модернизированные бомбардировщики "Белый лебедь" создаются на базе хорошей платформы и будут находиться в эксплуатации 40-50 лет.

Глава Минпромторга также сообщил, что "в этом году состоятся выкатка первого глубоко модернизированного самолета Ту-95МСМ и начало его испытаний" и отметил, что "параллельно готовится к заключению опережающий контракт с Минобороны на глубокую модернизацию строевых Ту-95МС.

На вопрос о сроках завершения заводских испытаний" Ту-22М3М и начале поставок бомбардировщика в войска, Мантуров сказал: "Первая опытная машина уже проходит заводские летные испытания, к концу года к ней присоединится вторая. В третьем квартале 2020 года самолеты будут предъявлены военным на государственные совместные испытания (ГСИ). Аналогично программе Ту-95 параллельно прорабатывается опережающий контракт с Минобороны на глубокую модернизацию строевых Ту-22М3".

 

Дайджест прессы за 28 августа 2019 года | Дайджест публикаций за 28 августа 2019 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Независимое военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Туполев (в процессе тестирования)