О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

В России появится научный центр мирового уровня

Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского выступил с инициативой создания научного центра мирового уровня (НЦМУ) "Сверхзвук", реализуемой в рамках нацпроекта "Наука"

Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского на панельной дискуссии "Перспективы развития мировой авиации в области сверхзвуковых режимов полетов. Создание и развитие научного центра мирового уровня "Сверхзвук" в рамках Международного авиационно-космического салона МАКС-2019 выступил с инициативой создания научного центра мирового уровня (НЦМУ) "Сверхзвук", реализуемой в рамках нацпроекта "Наука". Планируется, что центр будет заниматься проектами гражданской авиации.

"Решение столь амбициозных задач невозможно силами одной организации и требует консолидации усилий ведущих научных и промышленных организаций в этой сфере. Только объединение инфраструктурных, кадровых и финансовых ресурсов позволит в обозримой перспективе сформировать научно-технический задел для создания сверхзвуковых летательных аппаратов, конкурентоспособных на мировом рынке. При этом развитие направления должно происходить с учетом имеющегося зарубежного опыта и с привлечением иностранных специалистов.

Отдельно отмечается необходимость создания научно-исследовательской инфраструктуры мирового уровня для получения совершенно новых, уникальных научных результатов, определяющих экологические и экономические аспекты технологий сверхзвуковых режимов полетов гражданской авиации", - рассказывает генеральный директор ФГУП "ЦАГИ" Кирилл Сыпало.

Одним из главных направлений центра станет формирование фундаментальных знаний, создание научно-технического и технологического задела, развитие современного инструментария и экспериментальной базы в обеспечение разработок и испытаний пассажирской авиации нового поколения.

Другое направление - это концентрация специалистов и рабочих групп различных институтов и предприятий отрасли на решение вопросов научного и прикладного обеспечения разработок СПС. Это также рассматривается нами как один из способов подготовки и обучения новых молодых кадров.

По окончании дискуссии было подписано соглашение о Консорциуме участников проекта по созданию и развитию научного центра мирового уровня "Сверхзвук", в которое вошли ФГУП "ЦИАМ имени П.И. Баранова", Институт прикладной математики имени М.В. Келдыша РАН, МГУ имени М.В. Ломоносова, АО "ЛИИ имени М.М. Громова", ФГУП "ГосНИИАС" и др. В ближайших планах - расширить сеть консорциума за счет вовлечения зарубежных научных центров, таких как DLR, ONERA и другие.

Упор в НЦМУ "Сверхзвук" будет сделан на новые отечественные технологии. Перспективные концепции аэродинамических компоновок, новый подход к снижению интенсивности звукового удара, меры по снижению уровня шума на местности и в пассажирском салоне, новые конструктивно-силовые схемы и современные материалы. Будет также использован наработанный отечественный опыт СПС первого поколения.

Сейчас над проектами гражданских воздушных судов, скорость которых превышает скорость звука, уже трудятся Spike Aerospace и Boom Supersonic, а также гигант Lockheed Martin. Первые летные испытания бизнес-джета Aerion AS2, который в качестве топлива будет использовать синтетический парафиновый керосин, запланированы на 2023 год.

Но нашим специалистам уже удалось рассчитать аэродинамику самолета так, чтобы он создавал как можно меньше шума при полете.

"Модель представляет собой визуализацию концепции сверхзвукового гражданского самолета в версии "деловой самолет".

Концепция отражает возможные варианты решений технологических проблем, связанных с жесткими экологическими требованиями, в частности, необходимости снижения уровня звукового удара, в настоящее время являющегося одним из ключевых препятствий к развитию сверхзвуковой авиации.

Так, модель наглядно демонстрирует: изменение V-образности крыла и толщины корпуса по длине, деформацию осевой линии корпуса летательного аппарата, а также перенос всей конструкции силовой установки на верхнюю поверхность фюзеляжа максимально близко к хвостовой части воздушного судна", - объясняет генеральный директор ФГУП "ЦАГИ" Кирилл Сыпало.

Специалисты центра намереваются решить и вторую главную проблему неэкономичности сверхзвуковых самолетов, максимально используя уже имеющиеся наработки, в том числе по двигателям, а также этапность в развитии и применении вариантов силовых установок.

Для удешевления проектов на первых этапах, вероятно, будут использованы газогенераторы имеющихся отечественных двигателей. А в дальнейшем будет целесообразным рассмотрение новых типов двигателей, в том числе ТРДД с изменяемым циклом. О прямоточных двигателях речь не идет - это уже другой класс летательных аппаратов.

ФГУП "ЦАГИ" является инициатором создания НЦМУ "Сверхзвук" и всемирно признанной организацией, осуществляющей исследования в области сверхзвуковых полетов, будет являться головной организацией консорциума, на базе которой создается НЦМУ "Сверхзвук"....
Авторские права на данный материал принадлежат «ЦАГИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка