Автор: Татьяна Ивженко
Опубликовано: 05.09.2019, 19:06
 

Сделка по продаже акций "Мотор Сич" откладывается

СБУ заподозрила участников проекта в работе на РФ


[image]

Одно из крупнейших украинских предприятий - АО "Мотор Сич" - снова оказалось в центре скандала. На этой неделе Служба безопасности Украины (СБУ) сообщила о расследовании по фактам госизмены и диверсионных действий. Новость появилась на фоне споров о продаже акций предприятия китайским инвесторам. Против выступают США.

На этой неделе в Киев приехали американские сенаторы Крис Мерфи и Рон Джонсон, которым ранее отказали в российских визах. В Украине американцы первым делом встретились с только что назначенным генпрокурором Русланом Рябошапкой. Посольство США анонсировало и другие встречи сенаторов с украинским руководством, в ходе которых планируется "обсудить партнерство Украины и США".

Сейчас отношения зависят от тех решений, которые примет украинская власть по поводу продажи акций предприятия "Мотор Сич". Речь идет о крупнейшем производителе авиационных газотурбинных двигателей для самолетов и вертолетов, а также промышленных газотурбинных установок. Запорожское АО имеет несколько дочерних предприятий - машиностроительных и моторостроительных заводов в разных областях Украины. В состав "Мотор Сич" входят также обособленные подразделения - структуры, не зарегистрированные как отдельные юрлица, но имеющие право открывать расчетные счета. На всех предприятиях этой группы работает более 25 тыс. человек.

Политический обозреватель Денис Попович в колонке для издания "Слово и дело" отметил: "Украинский рынок слишком мал для такого гиганта, как "Мотор Сич", поэтому значительную часть своих заказов компания получала в РФ. С началом российской агрессии против Украины этот канал был перекрыт (эксперты говорят о потере двух третей заказов), поэтому "Мотор Сич" начало нести убытки". По его данным, в группе предприятий начались сокращения штата. Политолог Кирилл Сазонов в колонке, обнародованной "Цензор.нет", согласился, что мощности "Мотор-Сич" традиционно были загружены российскими заказами: "Основной сбыт был в РФ. В 2015 году предприятие его в значительной мере потеряло. Нужна ли эта продукция на Западе? Сомнительно. Там свои производители, свои стандарты, жесткая конкуренция".

Стратегическое предприятие перешло в частные руки еще в период президентства Леонида Кучмы. Тогда сообщалось, что руководитель группы Вячеслав Богуслаев сконцентрировал 75-80% акций "Мотор Сич". После 2014 года стали появляться новости о продаже пакетов акций. Так, по данным открытых источников, 17,3% принадлежит АО Business House Helena (Панама), более 50% сконцентрировала офшорная компания Skyrizon Aircraft Holdings Limited, которую связывают с китайскими владельцами.

Кирилл Сазонов отметил: "Около 75% акций с 2016-2017 годов уже принадлежат группе китайских владельцев (по сути, трейдеров), то есть де-юре предприятие уже давно китайское. Акции были куплены законно, любой суд это подтвердит. Сейчас перед Антимонопольным комитетом Украины стоит исключительно вопрос - разрешить ли концентрацию (перепродажу от китайских "трейдеров" китайскому инвестору). Концентрация акций необходима для выхода на биржу, с тем чтобы инвестор мог привлечь средства для модернизации и развития производства".

На этом этапе в ситуацию вмешались США. В августе издание Wall Street Journal сообщило, что помощник президента США по вопросам нацбезопасности Джон Болтон специально прилетел в Украину, чтобы убедить украинское руководство отказаться от идеи продажи "Мотор Сич" китайским инвесторам. Болтон действительно побывал в Киеве. Отвечая на вопрос Радио "Свобода", он сказал: "Я не хочу говорить о конкретных сделках, но действительно считаю, что правительство, которое действует в собственной суверенной сфере, имеет право защищать свою оборонную отрасль и желать благосостояния для украинского народа". Болтон порекомендовал команде Зеленского проверить, будет ли отвечать интересам народа запланированная сделка по продаже акций "Мотор Сич".

Украинские эксперты не видят ничего опасного в этой сделке. "В апреле 2018 года был подписан договор между государством в лице "Укроборонпрома" и китайскими компаниями, согласно которому будущий инвестор обязуется на протяжении пяти лет обеспечить прибыль от продажи авиационных двигателей и оборудования… Инвестор берет на себя социальные гарантии и обязательство сохранить трудовой коллектив в количестве 25 тыс. человек…То есть Украина получает гарантии, что "Мотор Сич" будет развиваться, Китай гарантирует сбыт продукции, выплату зарплат, огромные налоговые поступления в государственный и местные бюджеты. Пытаюсь найти аргументы, почему это может быть для Украины невыгодно, и, честно говоря, не нахожу", - написал Сазонов.

Эксперт ответил критикам: "Абсолютная глупость считать, что китайцы стремятся заполучить наши технологии в авиастроении. Эти технологии уже давно и в руках русских, и в руках китайцев. От гибели "Мотор Сич", а следом за ней и ГП "Антонов", ГП "Ивченко-Прогресс" США ничего не выиграет - Китай это не остановит. А вот для Украины это будет очень чувствительный удар. Украинцы, привыкшие видеть в лице США друзей и партнеров, лишь убедятся, что стали разменной пешкой в большой геополитической игре".

Политический эксперт Юрий Бутусов отметил, что "Китай вступил в гонку вооружений с США и является главным оппонентом Америки на геополитическом уровне. Китайцы производят почти полный спектр самых современных вооружений. Но одной из самых сложных и не освоенных китайцами в полной мере технологий является производство двигателей. А двигатель - это основа любой боевой платформы, самый сложный и самый важный элемент". Он считает, что, купив украинское стратегическое предприятие, Китай совершит огромный технологический скачок в вертолетостроении: "Но завод после выкачки технологий наверняка будет уничтожен, китайцы скупают технологии, им не нужны рабочие места в Украине. Надо защитить предприятие, сохранить производство в Украине… Партнеры из США должны помочь заводу с загрузкой заказами. Американцы контролируют многие рынки вооружений. Отношения должны быть взаимовыгодными. Любые запреты надо компенсировать".

Формально сейчас ситуацией занимается Антимонопольный комитет Украины. Но пауза может затянуться, поскольку в ситуацию вмешалась СБУ. Новость появилась в виде ответа на официальный запрос "Экономической правды". СБУ сообщила, что начато досудебное расследование в уголовном производстве по признакам преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом: "А именно по факту подготовки к совершению диверсии - действий, направленных на разрушение акционерного общества "Мотор Сич" как объекта, имеющего важное народно-хозяйственное и оборонное значение. А также предоставление представителями АО "Мотор Сич" помощи Российской Федерации в проведении подрывной деятельности против Украины путем поставки продукции военного назначения и двойного использования". Никакие подробности расследования СБУ не сообщила, ссылаясь на тайну следствия.

За последние годы было несколько скандалов, в которых фигурировало предприятие. С 2015 года СБУ подозревала "Мотор Сич" в финансировании терроризма. Речь шла об уплате налогов и сборов в бюджет непризнанной ДНР одним из обособленных структурных подразделений группы - "Снежанским машиностроительным заводом". Позже СБУ заинтересовалась обстоятельствами продажи акций. Теперь подозрения связаны как с незаконными поставками продукции, так и с возможной попыткой уничтожить само предприятие.

Некоторые эксперты в Киеве допускают, что расследования - это попытка затянуть рассмотрение вопроса о продаже пакета акций китайским инвесторам. Политолог Владимир Фесенко сказал "24 каналу", что команде Зеленского не удастся долго тянуть время: "Надо найти баланс интересов. Нельзя просто так выполнять чьи-то указания. Нельзя повторять ошибки, которые 20 лет назад были при отказе от Бушерского контракта. Украина в ситуации вокруг "Мотор Сич" должна заботиться прежде всего о собственных национальных интересах".

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 5 сентября 2019 года | Дайджест публикаций за 5 сентября 2019 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Независимая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости