О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Пе-2 - "хорошо управляемый утюг": "Пешка" глазами пилота

Самолет надежный, но тяжелый и моторы для него слабоваты

Самолет надежный, но тяжелый и моторы для него слабоваты.

В свое время пикирующий бомбардировщик Пе-2 ("Пешка") послевоенным поколениям стал известен во многом благодаря замечательному фильму "Хроника пикирующего бомбардировщика".

А каким основной фронтовой бомбардировщик ВВС РККА запомнился тем, кто на нем воевал?

Пилот Пе-2 Николай Дмитриевич Буторин (сайт "Я помню") в первый боевой вылет отправился 5 июля 1943 года на Воронежском фронте. Его "боевое крещение" пришлось на первый день сражения на Курской дуге. До конца войны летный состав 81-го гвардейского бомбардировочного полка, в котором он воевал, обновлялся трижды. Выполнив 161 боевой вылет на Пе-2, пилот Буторин, разумеется, смог оценить достоинства и недостатки этой машины.

Вот его мнение о "Пешке": "Машина надежная. Отказов моторов у меня не было… Что касается летных качеств, то конечно, самолет тяжелый и моторы для него слабоваты. Мы называли его хорошо управляемый утюг. Но если летчик дисциплинированный, все делает, как нужно, никаких проблем у него с самолетом не будет".

Оборонительное оружие Пе-2 Николай Буторин оценил как достаточное: "У стрелка-радиста ШКАС и БТ вниз. У штурмана БТ и у меня впереди Березина и ШКАС. К концу войны у стрелков появились авиационные гранаты".

Летно-техническому составу обслуживать "Пешку" было нелегко: "Я помню, как на наш аэродром сел Б-25. Техник горючее залил, обтер выскочившее из патрубком маслице и все. Мы же, когда прилетаем на стоянку, техники открывают все капоты, снимаются и чистятся свечи, проверяется работа карбюраторов. Очень много работы технарям".

Бомбили чаще с горизонтального полета: "Бомбометание с пикирования применялось по точечным целям. Если, например, надо бомбить железнодорожную станцию, где стоят эшелоны, зачем пикировать? Мы лучше девяткой накроем всю станцию сотками с горизонтального полета".

Но и с пикирования "работали, правда, гораздо реже, чем с горизонтального полета: "Учиться бомбометанию с пикирования мы начали после Курской дуги. Это элементарно, ничего сложного в нем нет. В таких вылетах брали бомбы только на внешней подвеске. Обычно четыре 250 килограммовые бомбы. С пятисотками я никогда не летал".
Бомбометание с пикирования, когда его в полку освоили, применялось в особых случаях. Вот только попадать в точечные цели доводилось далеко не всем и не всегда.

Однажды, например, были отобраны 24 экипажа для бомбардировки с пикирования автодорожного моста через Буг. Здесь надо напомнить, что налеты на мосты через реки считались у бомбардировщиков очень сложной задачей - крайне трудно в них попасть, еще сложнее уничтожить.

Среди отобранных был и экипаж Буторина. И вот что получилось: "В этом вылете я замыкал строй. Так получилось, что двадцать четыре экипажа промазали, а я попал - разбил мост". И такой результат - в цель попала одна из 24 атакующих "Пешек", следует признать весьма удачным.

Знаменитый генерал Иван Семенович Полбин, прославившийся умением эффективно использовать Пе-2, лично отобравший 24 экипажа и сам поведший их бомбить мост, говорил: "Будем сто раз пикировать. Кто-нибудь да попадет". Но сто раз пикировать на этот раз не пришлось…

А ведь многие летчики вспоминали о том, как несколько дней мост бомбить приходилось, и все безрезультатно.

Позже, когда Николай Буторин учился в академии, на кафедре воздушно-стрелковой подготовки висел лозунг: "Вероятность попадания бомбы сброшенной с самолета Пе-2 с пикирования по точечной цели равна нулю!".

Это, конечно, весьма спорная оценка, но вероятность удачного попадания при бомбометании с пикирования была невелика. И в большинстве боевых вылетов Пе-2 бомбили с горизонтального полета. Пожалуй, "Пешку" справедливо было бы назвать иногда пикирующим бомбардировщиком....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка