О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Здесь птицы не поют: как аэропорт Благовещенска защищает самолеты от столкновения с пернатыми

"За 45 лет не помню у нас ни одной аварии, которая произошла из-за птиц", - признается инженер аэродромной службы Благовещенского аэропорта Владимир Разуваев

"За 45 лет не помню у нас ни одной аварии, которая произошла из-за птиц", - признается инженер аэродромной службы Благовещенского аэропорта Владимир Разуваев. Чтобы не допустить к самолетам пернатых, здесь используют целый комплекс мер: от покоса травы до современных биоакустических отпугивателей. Даже сокольничего приглашают. После недавней авиакатастрофы в Подмосковье, произошедшей из-за столкновения самолета со стаей чаек, "Амурская правда" выяснила, как защищает железных птиц Благовещенский аэропорт.

Опасны стаи птиц, а не одиночки

Аэродром в Игнатьеве - запретная территория для пернатых. С крылатыми гостями здесь борются гуманными способами. Отстреливать птиц нельзя - можно только отпугивать. Но, как отмечают специалисты, этих мер вполне хватает.

- Самый напряженный период - это середина лета, когда из гнезда вылетает молодь галки. Если взрослые птицы уже пуганые, то эти только встали на крыло, они совсем ничего не боятся и летают повсюду, - рассказывает начальник аэродромной службы Виталий Клубникин.

Особенно нет отбоя от молодых галчат во время скашивания травы - птицы принимают разлетающиеся от косилки травинки за кузнечиков. Поэтому на самое горячее время аэропорт заключает договор с сокольничим. Около двух недель он вместе с тренированным соколом с самого утра дежурит на аэродроме. Хищника выпускают в перерыве между взлетами и посадками самолетов, чтобы он разгонял птиц.

15 августа стая чаек едва не стала причиной авиационной трагедии в Подмосковье. После столкновения с птицами у пассажирского самолета отказали оба двигателя, экипаж чудом смог посадить борт на кукурузном поле в нескольких километрах от взлетно-посадочной полосы. Эта история уже стала легендой - к счастью, со счастливым концом

В остальные периоды на взлетно-посадочной полосе более спокойно. Пути весенней и осенней миграции пернатых территорию аэродрома не затрагивают. Кроме того, беспокойные галки на зиму улетают.

- Ворона - птица хитрая и умная, соображает, что делает. Я уже здесь 45 лет работаю и ни разу не видел, чтобы ворона попала в турбину или на полосе сидела. Утром местные птицы летят на городскую свалку, потом весь день у нас спокойно, а вечером возвращаются. И постоянно в таком режиме, - поделился наблюдениями инженер аэродромной службы Владимир Разуваев.

Каждые три года специалисты Дальневосточного ГАУ проводят специальное эколого-орнитологическое обследование территории в радиусе 30 километров от взлетно-посадочной полосы и определяют, какие виды птиц обитают и где гнездятся.

Птичий SOS

Справиться с крылатыми стаями помогают современные технологии. На автомобиле инженера аэродромной службы установлен мобильный биоакустический отпугиватель птиц. Специальный прибор оглашает округу птичьими криками: на чип записаны звуки хищных особей, а также тревожные сигналы от прочих пернатых.

- С чипа одновременно транслируется до девяти различных звуков, - рассказывает Виталий Клубникин. - Во время приобретения биоакустического прибора сразу заказывается чип, на который записывают голоса тех птиц, которые водятся на территории. У нас это в основном врановые. Подобные отпугиватели можно использовать для любых птиц и грызунов.

Зеркала восьми светобликовых "вертушек" заставляют птиц держаться подальше от взлетно-посадочной полосы.

Машина с биоакустическим отпугивателем проезжает по полосе перед каждым взлетом и посадкой воздушных судов и при необходимости включает сигнал. При этом ее использование не наносит вреда залетным гостям - они просто меняют дислокацию. Кстати, записи с птичьей тревогой периодически приходится обновлять, чтобы пернатые не привыкали.

- Сейчас мы приобрели еще один биоакустический отпугиватель. Стационарный. Его нам уже выслали, и, скорее всего, к концу сентября мы его установим. Там на чип записано уже более 300 сигналов: и голоса птиц, и звуки стрельбы, и многое другое, - поделился начальник аэродромной службы. - И если мобильный отпугиватель покрывает территорию в пределах 300-400 метров, то стационарный - до 800 метров. Мы пока взяли на пробу один. Если он себя хорошо зарекомендует, поставим второй. С двумя мы уже будем закрывать всю зону взлета и посадки.

Имитация хищника

Еще одно эффективное средство от птиц - зеркальные светобликовые отпугиватели. Восемь вертушек высотой со взрослого человека установлены вдоль взлетно-посадочной полосы на расстоянии 500 метров друг от друга. На лопастях, которые вращаются ветром, закреплены маленькие зеркала. Как объяснил Владимир Разуваев, птицы принимают блеск зеркал за блики на глазах хищников и держатся подальше от опасной территории.

Если зеркала не помогли, то у инженера аэродромной службы всегда с собой "пугач" - стартовый пистолет. Несколько выстрелов в воздух создают достаточно шума, чтобы распугать птиц. Есть в арсенале борца с птицами и сигнальные ракеты, но использовать их можно не всегда. "Ракетницами нельзя пользоваться весной и осенью, когда стоит сухая трава, потому что она сразу воспламеняется", - объясняет Владимир Анатольевич.

Через громкоговоритель на автомобиле биоакустический отпугиватель оглашает округу тревожными криками птиц.

Птиц выгоняют из гнезда

Орнитологическое обеспечение полетов предполагает не только активное отпугивание птиц, но профилактику. Территорию аэродрома очищают от всего, что может привлечь пернатых. Специалисты регулярно косят траву и вырубают кустарники, чтобы сократить кормовую базу, уничтожают грызунов, которые привлекают хищных птиц, обрубают нижние ветви деревьев, где птицы могут вить гнезда.

"У разных самолетов посадочная скорость варьируется до 300 километров в час. Поэтому, если на пути судна появляется птица, оно может получить повреждения".

- По весне, когда птицы только начинают гнездование, мы следим за тем, чтобы они не начали вить гнезда на территории аэродрома, если такие появляются - сбиваем. Ведь если они выведут здесь птенцов, те потом обязательно будут возвращаться. Также мы проверяем, не появились ли заболоченные участки в зоне взлета и посадки, там могут поселиться водоплавающие птицы, объясняют сотрудники аэродромной службы....
Авторские права на данный материал принадлежат «Амурская правда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка