Автор: Екатерина Довгалева
Опубликовано: 09.09.2019, 09:39
 

"В небе можно жить, а не выживать". Парапланерист - о риске и страхе высоты

Почему стоит решиться на свободный полет.


[image]

Замечая парящих под облаками парапланеристов, одни восхищаются их красотой и смелостью, другие тут же хотят повторить, а третьи сомневаются в разумности таких полетов. Так кто они - профессиональные спортсмены или ловцы адреналина? Законопослушные граждане или нарушители порядка?

О действующих правилах, современном развитии сверхлегкой авиации и закоренелых небесных стереотипах рассказал председатель Региональной общественной организации "Камчатская краевая Федерация спорта сверхлегкой авиации" Тарас Колотилин.

Не ради себя

Высота манила Тараса с детства - говорит, тогда многие мальчишки мечтали стать космонавтами или летчиками. И хотя фантазии о романтизированных профессиях остались в далеком прошлом, свою мечту о небе он исполнил - стал парапланеристом, совершив первый самостоятельный полет в 2015 году.

- Сначала долго не решался, потом несколько лет готовился, - делится Тарас. - Это ведь дело серьезное, нельзя просто так взять и полететь. Важны как теоретические, так и практические знания. Чтобы заниматься парапланерным спортом, необходимо много читать, знать физику, быть готовым всегда учиться и общаться со знающими людьми.

Екатерина Довгалева, kamchatka.aif.ru: В Камчатском крае хорошие условия для развития парапланеризма?

Тарас Колотилин: Да, у нас летают аж с 1989 года. Кроме того, в нашем регионе есть возможность заниматься парапланеризмом круглогодично. Камчатка вообще уникальна тем, что здесь доступен практически любой спорт - возможностей уйма. Можно летать, заниматься водными видами спорта, кататься на горных лыжах, сноуборде, снегоходе.

Парапланеризм - это профессиональный спорт, но из-за сложившихся стереотипов люди сравнительно недавно начали убеждаться в его законности, интересоваться развитием, ходить на соревнования. Среди нас ведь есть и кандидаты в мастера спорта, и разрядники. Хотя, честно говоря, я считаю, что подобные достижения - это не главное. Безусловно, развитие необходимо, но оно должно быть здоровым. Если же человек начинает гнаться только за наградами, он рискует потерять контроль над собой, а это может привести к печальным последствиям. Рисковать ради того, чтобы что-то кому-то доказать или собрать побольше лайков на личной страничке в социальной сети - это не спорт.

А условия для обучения и полетов на полуострове такие, каких больше в России нет. Наша Мишенная сопка в Петропавловске - это круглогодичная роза ветров, все четко и жестко, давно облетано. И мы сотрудничаем с Камчатским центром по регулированию воздушного движения, Росавиацией - региональное управление поддерживает нас.

Разбор полетов

- Этим летом местного парапланериста оштрафовали за несанкционированный полет с пассажиром в феврале. Сегодня такие услуги популярны - многие мечтают полетать в тандеме. Выходит, это незаконно?

- Об этой ситуации рассказали много "ужасающих" подробностей. Я читал, как эту информацию подавали в средствах массовой информации: парапланерист в запредельно сложные погодные условия взлетел с пассажиром, подвергая его опасности. Честно, меня удивляет подобное - как можно такое писать, абсолютно не разбираясь в теме? А рассказать о том, что этот человек - опытнейший спортсмен, освоивший все виды сверхлегкой авиации и ведущий здоровый образ жизни, никому в голову не пришло. Зато сообщили про опасные погодные условия, которых в тот день не было. Да вы попробуйте взлететь в неподходящие погодные условия - ничего же не выйдет.

Конечно, пока подобная деятельность незаконна, но и формулировка "оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей" в статье 238 Уголовного кодекса РФ, на мой взгляд, весьма расплывчата. Кто-нибудь сегодня запрещает конные прогулки, например? Мы стремимся вывести парапланеризм на профессиональный уровень, а когда нас выставляют чуть ли не социально опасными элементами, в обществе только утверждаются стереотипы, не имеющие ничего общего с реальным положением дел.

Никакого экстрима

- Есть мнение - чтобы победить фобию, необходимо столкнуться с ней лицом к лицу. Вы бы посоветовали тем, кто боится высоты, заняться парапланерным спортом?

- В принципе, согласен с такой позицией. Вы знаете, когда рождается страх высоты? В детстве. Мы можем бояться темноты, потому что нас когда-то напугали бабайкой какой-нибудь. И это всех фобий касается.

Вообще, клин клином вышибают. Поэтому - почему бы не попробовать. Я знаю девушку, которая раньше боялась высоты до жути - не могла на край возвышенности подойти, даже дома спокойно с пятого этажа в окошко посмотреть было страшно. А потом рискнула и узнала, что такое 300 свободных метров под ногами. Ощутила свободу, увидела, насколько это красиво. В таких случаях не нужно на чем-то концентрироваться и зажмуривать глаза. Все, страх уходит. Да и боимся-то мы обычно не высоты или темноты, а неизвестности.

Хотя страхи - тема непростая. Я, честно говоря, боюсь летать на самолетах. Это многих удивляет, но я ни от кого не скрываю. Нет, я, конечно, не до потери сознания боюсь, но, скажем так, чувствую себя на борту воздушного судна неуютно. Прекрасно знаю, как устроен самолет, и как им управляют. Наверное, меня немного волнует то, что я не управляю ситуацией.

Когда об этой моей особенности узнают, обычно говорят: "Уму непостижимо! В открытом пространстве - буквально на тряпке лететь не боишься, а в самолете, где можно спокойно поспать и поесть - волнуешься".

- Да, ведь все-таки полеты на параплане больше для смельчаков, наверное…

- Я не люблю, когда парапланеризм называют экстремальным видом спорта. Многих пугает именно небо, все часто вздыхают: "Ой, как высоко! Мало ли, что может случиться". В то же время все летают в отпуск на самолетах, не задумываясь о том, сколько внештатных ситуаций может произойти. Много у нас и любителей зимних видов спорта, во время занятий которыми тоже что-то может случиться. Если все время об этом думать, то тогда стоит всего бояться.

Даже непредвиденные ситуации у нас решаемы. Мы знаем законы физики, можем обойти препятствия, а в случае крайней необходимости задействовать запасной парашют. Всем давно известно, что авиационный транспорт самый безопасный, и мы - не исключение из правил. Просто люди не осознают, что полет управляем. У нас есть газ, тормоз, повороты влево и вправо, режим парашютирования. Пока обывательские мысли перевешивают, некоторые думают, что спортсмена может унести, или он постоянно рискует задеть что-то ногами. На самом же деле, воспарив в небо, ты автоматически контролируешь ситуацию, применяя необходимые знания и навыки. Действуя аккуратно и правильно, в небе можно жить, а не выживать.

Досье

Тарас Колотилин родился 24 апреля 1980 года на Камчатке в поселке Озерновский Усть-Большерецкого района. В 2003 году окончил КамчатГТУ, специальность "судоводитель". Парапланерист, председатель Региональной общественной организации "Камчатская краевая Федерация спорта сверхлегкой авиации".

 

Дайджест прессы за 9 сентября 2019 года | Дайджест публикаций за 9 сентября 2019 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «АиФ - Камчатка». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости