Известия
11 сентября 2019, 08:41
Дело - дрон: силовикам предлагают разрешить сбивать беспилотники
Силовикам могут разрешить сбивать беспилотные летательные аппараты над аэропортами и в местах скопления людей, например, при проведении массовых мероприятий
Лицензия на охоту
Сотрудникам МВД, ФСО, ФСБ и Росгвардии могут дать право пресекать несанкционированное использование беспилотных воздушных судов (БВС), в том числе уничтожая их. Об этом говорится в законопроекте, внесенном в Госдуму группой депутатов для рассмотрения в первом чтении. Оно намечено на 11 сентября.
Сейчас в законодательстве нет норм, определяющих полномочия силовых структур по пресечению незаконного использования беспилотников, говорится в пояснительной записке к документу. Из-за этого запрет на полеты или уничтожение в целях безопасности приводит к многочисленным гражданским искам о возмещении причиненного материального ущерба.
Один из авторов инициативы, первый зампредседателя комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Эрнест Валеев, сказал "Известиям", что документ направлен на то, чтобы предупредить противоправные действия на массовых мероприятиях, а также в аэропортах и других объектах транспортной инфраструктуры.
- Дроны используются повсеместно, поэтому необходимо было прописать детально полномочия правоохранительных органов по пресечению их незаконного использования на массовых мероприятиях. Изменения вносятся в уже действующие нормативные акты, - сказал он.
На практике силовики уже пресекают несанкционированные полеты, например, вблизи здания ФСБ на Лубянской площади в Москве, над Кремлем и мостом через Керченский пролив. Также не получится запустить дрон без разрешения и на армейских мероприятиях или форумах. Во всех этих случаях срабатывает радиоэлектронный барьер, который глушит сигнал и не дает аппарату залететь на территорию, рассказал "Известиям" военный эксперт Антон Лавров.
По его словам, нарушение воздушного пространства дронами уже носит повсеместный характер. Они представляют серьезную угрозу безопасности людей - могут использоваться для атак в местах проведения культурно-массовых мероприятий и на критически важных объектах: электростанциях, химических предприятиях, транспортной инфраструктуре. Также они могут применяться для распыления отравляющих веществ, распространения наркотиков, контрабанды и других противоправных действий, следует из пояснительной записки к законопроекту.
Боевые дроны также уже активно применялись террористами, в частности, при атаках на российскую военную базу Хмеймим в Сирии.
По словам главного редактора отраслевого издания "Беспилотная авиация" Дениса Федутинова, речь, впрочем, может идти не только о террористах или преступниках - есть риски и в использовании технически неисправных аппаратов неквалифицированными людьми.
В ФСБ, ФСО и Росгвардии и Минтрансе на запрос "Известий" не ответили. В пресс-службе МВД сказали, что "не комментируют федеральное законодательство".
Опасные соседи
Из пояснительной записки к законопроекту следует, что Минтранс фиксирует многочисленные случаи полетов дронов в местах массового скопления людей и вблизи транспортных объектов, включая аэропорты.
В частности, в мае 2017 года в Хабаровске беспилотник приблизился к группе самолетов, выполнявших демонстрационные полеты в рамках празднования Дня Победы. В 2016 и 2017 годах такие аппараты без разрешения летали над территорией аэропорта Шереметьево с пересечением взлетно-посадочных полос и последующим облетом производственных зданий аэропорта, а также стоянки самолетов.
- Нельзя воспринимать запуск дрона просто как шалость. Такие летательные аппараты, действительно, представляют реальную угрозу для авиации, - сказал "Известиям" главный эксперт института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Федор Борисов. - Нужно быть реалистами и признать, что день, когда дрон унесет человеческие жизни, практически неизбежен.
Чтобы снизить вероятность такого происшествия, по его мнению, нужно регулировать их использование, вплоть до согласования плана полета.
В пресс-службе Домодедово "Известиям" сказали, что тестируют системы по обнаружению беспилотных летательных аппаратов. Часть продуктов уже прошли первичные испытания, но для их полноценного внедрения требуются технические доработки, добавил представитель воздушной гавани. В Шереметьево, Внуково, Жуковском и Пулково на запросы "Известий" оперативно не ответили.
Бесконтрольное использование беспилотников уже создает серьезные проблемы не только в России. В конце декабря 2018 года несанкционированные полеты БПЛА на 30 часов парализовали работу одного из крупнейших аэропортов Великобритании Гатвик. Из-за этого вовремя не смогли улететь более 120 тыс. пассажиров. Аналогичная ситуация сложилась 9 января в другом британском аэропорту Хитроу: воздушная гавань была вынуждена временно приостановить отправку самолетов из-за сообщений о появлении дрона на взлетной полосе.
На сегодняшний день продажа беспилотников в России бесконтрольна, и далеко не все из них - просто игрушки, сказал "Известиям" первый вице-президент "Опоры России" Павел Сигал. Он привел данные Ространснадзора, согласно которым в 2015 году было зафиксировано четыре нарушения, связанных с использованием БПЛА, а в 2017-м уже 50.
Точки над "i"
В документе также говорится, что стоимость летательных аппаратов снижается, а значит количество их владельцев в России будет стремительно расти. Согласно данным НП "ГЛОНАСС", в стране уже используется порядка 800 тыс. БПЛА. Но точной статистики по эксплуатирующимся в России беспилотникам нет, поскольку их регистрация пока не обязательна.
Власти постепенно ужесточают контроль за дронами. В июле были внесены поправки в КоАП, увеличивающие в 10 раз штрафы за нарушение правил использования воздушного пространства. Минимальный размер наказания для физлиц теперь составляет 20 тыс., для юрлиц - 250 тыс. рублей.
Также с 27 сентября владельцы БПЛА весом от 250 г до 30 кг обязаны будут поставить их на учет в Росавиации. В единый реестр должны попасть даже игрушки. В пресс-службе ведомства "Известиям" сообщили, что регистрация аппаратов пока не началась, заявки можно будет подать с указанной выше даты.
В НП "ГЛОНАСС" отмечают, что постепенное ужесточение контроля за дронами уже приводит к негативным последствиям - люди начали отказываться от них. В 2017 году РФ занимала 2% мирового рынка в стоимостном выражении ($163 млн). В 2019 году он оценивается лишь в $40 млн, отметили в НП "ГЛОНАСС". Дальнейшие ужесточение регулирования и искусственные барьеры могут привести к стагнации сектора вплоть до прекращения массового использования таких устройств гражданами, считают в организации....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 25, 2024
Первый полёт полностью импортозамещённого МС-21 состоится до конца ноября
Апрель 24, 2024
Работая с клиентами, мы всегда вникаем в их потребности
Апрель 23, 2024
Специалисты ИАЗ закончили сборку отсека Ф4 очередного серийного самолёта МС-21
Апрель 25, 2024
Кировский памятник-самолет обновят