О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

100-летие ЦАГИ в истории: аэродинамические трубы Т-101 и Т-104

В августе 1939 года состоялись первые пуски аэродинамических труб Т-101 и Т-104. Установки были построены на территории "нового ЦАГИ" в Подмосковье в рекордно короткие сроки, за три года

В августе 1939 года состоялись первые пуски аэродинамических труб Т-101 и Т-104. Установки были построены на территории "нового ЦАГИ" в Подмосковье в рекордно короткие сроки, за три года.

Ввод блока больших труб в эксплуатацию стал колоссальным технологическим прорывом для авиационной промышленности СССР. Коренным образом изменилась методика и практика доводки самолетов в нашей стране. В "самолетной" Т-101 (сопло эллиптического поперечного сечения с осями 24 и 14 м) и "моторной" Т-104 (диаметр сопла - 7 м) проводились испытания и определялись характеристики натурных самолетов и их силовых установок не в полетах, а в лабораторных условиях.

В предвоенные и военные годы большие трубы дали путевку в жизнь практически всем типам боевых самолетов - участников Великой Отечественной войны. В 1940-1945 гг. через них прошли все опытные и серийные истребители авиационных ОКБ СССР. Кроме того, здесь подробно исследовались самолеты противника, а также самолеты, поставляемые союзниками. Это позволило определить особенности их аэродинамических и пилотажных характеристик, а также практически сформировать важные рекомендации летчикам ВВС Советской Армии.

История установок тесно связана с историей развития страны. В больших аэродинамических трубах испытывались спускаемые космические аппараты, мосты, здания и архитектурные сооружения, автомобили и парусные суда. Проводились эксперименты с необычными, но востребованными объектами, от парашютов до палаток высокогорных экспедиций, от специальных антенн до объектов государственной границы. В Т-104 отрабатывались все отечественные турбовинтовые двигатели, винтовые движители надводных и воздушных судов, несущие винты вертолетов, воздухозаборники ТРД на больших и закритических углах атаки, исследовались системы и средства спасения различного назначения.

Кроме основного, технологического, установкам нашлось и иное применение. Большие аэродинамические трубы нередко выступали в роли кинозвезд. Именно здесь снимались фильмы "Небесная жизнь" и "Черная молния", "Старт ап" и "Дедушка моей мечты" и др. Установки регулярно посещают российские и зарубежные делегации во время визитов в ЦАГИ; осмотр АДТ Т-101 входит в программу ежегодного Дня открытых дверей для школьников и студентов, Дней прессы, других мероприятий.

Сегодня установки по-прежнему в строю. Развитие технологий испытаний и внедрение нового инструментария расширили их возможности и прикладное значение. Проблемы моделирования и "лечения" флаттера, невозмущающего контроля за состоянием авиационных конструкций, исследование "адаптивных" материалов и компонентов летательных аппаратов, а также высокоэффективных несущих винтов для вертолетов нового поколения - это лишь некоторые направления работ, которые проходят в больших трубах в настоящее время....
Авторские права на данный материал принадлежат «ЦАГИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка