О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Ветеран авиаотрасли Сталий Коняшов: 55 лет под вечным двигателем

Накануне 74-го дня рождения главной островной воздушной гавани мы вновь вспоминаем его историю и людей, которые стояли у истоков. Важной вехой в развитии авиации на Дальнем Востоке стал 1964 год, когда был введен в строй Хомутовский аэродром

Накануне 74-го дня рождения главной островной воздушной гавани мы вновь вспоминаем его историю и людей, которые стояли у истоков. Важной вехой в развитии авиации на Дальнем Востоке стал 1964 год, когда был введен в строй Хомутовский аэродром, ставший основной базой современного аэропорта "Южно-Сахалинск".

В 1965 году было сдано в эксплуатацию новое здание аэровокзала. Авиация того времени для сахалинцев и курильчан стала главной дорогой жизни, воздушным мостом на материк.

Дорога в авиацию

Именно в 1964-м в возрасте 24 лет в аэропорт пришел работать инженер-механик по эксплуатации самолетов Сталий Коняшов. И по сей день он остается верным гражданской авиации, работает в аэропорту в должности старшего инженера по орнитологическому обеспечению безопасности полетов.

Сталий Энгельсович родился незадолго до войны, в 1947 году с семьей приехал жить на Сахалин. В 1959-м поступил в Киевский институт инженеров гражданской авиации (раньше он назывался институтом гражданского Воздушного флота СССР).

- После сдачи госэкзаменов по окончании института нас в качестве эксперимента сначала отправили в военные лагеря, присвоили звание младших лейтенантов-инженеров по эксплуатации самолетов и двигателей. Распределение молодых специалистов состоялось 20 февраля 1964 года. Именно в это время заместитель начальника главного управления гражданского Воздушного флота Счетчиков в Южно-Сахалинске принимал новую взлетно-посадочную полосу для самолетов Ан-10 и Ил-18. Прибыл сюда работать и я, и с тех пор с гражданской авиацией не расставался, - рассказывает Сталий Энгельсович. - По профессии я инженер-механик по эксплуатации самолетов и двигателей. Знаю, как говорится, почему самолеты летают, а почему не летают. Поскольку в годы работы в аэропорту занимался эксплуатацией авиационной техники, в мои обязанности входило также обучение летных экипажей. Кроме того, что занимался техническим обслуживанием воздушных судов.

При подготовке экипажей, особенно в осенне-зимний период, он всегда уделял большое внимание правильной эксплуатации противообледенительной системы. Обучал довольно жестко, требуя от пилота стопроцентных знаний, как действовать в сложной ситуации.

Затем были годы работы в должности старшего инженера 147-го летного отряда (обособленное подразделение). В его обязанности входила подготовка и проверка самолетов к полету. Словом, о самолетах он знает все или почти все.

Летающие легенды

На счету авиаинженера Сталия Коняшова немало рационализаторских предложений. Но есть одно, о котором он не забудет никогда.

Работая сменным инженером в авиационно-технической базе аэропорта "Южно-Сахалинск", совместно с группой специалистов он добился переоборудования самолета Ил-14 в разведчика рыбы. Этих воздушных извозчиков теперь называют легендами авиации и активными участниками подъема экономики наших островов.

Идея была простой: почему бы не использовать в качестве дополнительных баков для Ил-14 баки от вертолетов Ми-8? Они имеют круглую форму и вполне уместятся в салоне. С предложением согласилось и руководство авиаотряда. Поехать на Минский завод гражданской авиации №407 предложили именно инженеру Коняшову, в то время он был уже опытным специалистом.

- Причем потребность переоборудовать этот самолет была у многих организаций, в том числе, у магаданцев, - рассказывает собеседник. - Они эту работу выполняли на Ли-2, а когда его списали, летать стало не на чем. Добиться переоборудования мне удалось, заочно познакомившись с Сергеем Владимировичем Илюшиным. Требовалось поставить три бака с вертолета МИ-8 и увеличить запас топлива, потому что наши самолеты-разведчики рыбы должны были находиться в воздухе по 10 часов. Охотское море громадное, рыба нагуливает жир в Тихом океане, к тому же нужно было контролировать, чтобы японцы не вылавливали ее на подходе. Плюс ледовая разведка. Кроме топливных баков необходимо было поставить и новый радиолокатор для своих целей...

А дальше предстояла большая работа по преодолению всех барьеров, которые возникали в процессе переоборудования. Молодой авиаинженер с Сахалина получил от "верхнего" руководства карт-бланш, но вместе с ним взял на свои плечи огромную ответственность.

В итоге Ил-14 успешно переоборудовали, он смог дополнительно брать 2,7 тонны горючего и до 9 часов непрерывно проводить в воздухе. В кабине установили все, что изначально планировалось. Благодаря дополнительному навигационному оборудованию, самолет мог летать в полярных широтах.

Всего для Сахалина на Минском авиазаводе переоборудовали 6 таких самолетов. Экономический эффект для народного хозяйства был очевидным, работали Ил-14 еще долго.

Не обошлось и без грустных страниц. 18 декабря 1976 года произошла трагедия - авиакатастрофа при выполнении рейса по разведке ледовой обстановки. Согласно плану, самолет должен был, вылетев из Петропавловска-Камчатского, пролететь вдоль Курильских островов, после чего приземлиться в Южно-Сахалинске. По данным исторических источников, летящий в снежном заряде Ил-14 врезался правой плоскостью крыла в горный склон горы Майорской.

Энергии сахалинского авиаинженера и в дальнейшем хватило еще на множество добрых дел. Жить ему выпало в непростое, хоть и прекрасное, конечно, время. С 1975 по 1982 годы работал в Охе, летал бортинженером на вертолетах МИ-8, занимался политико-воспитательной работой. В 82-м работал в должности сменного заместителя начальника аэропорта "Южно‐Сахалинск".

А еще наш ветеран вспоминает, как совместно с московскими операторами готовил сценарий для учебного фильма о работе авиаинженеров, фильм был показан в Ленинграде на отраслевом форуме, а затем на всю страну.

- Гражданская авиация - это живой организм, - объясняет он, - и мозги здесь нужно напрягать так, чтобы отрасль постоянно двигалась вперед, чтобы людям легко работалось. Помню, в этом фильме, говоря о роли главных инженеров, я постарался донести главную мысль, что это наш золотой фонд, на них авиация держится. Так оно и было в то время!

Главный орнитолог аэропорта

На вопрос о рабочих буднях в должности старшего инженера по орнитологической безопасности полетов - о птицах, Сталий Энгельсович отвечает с улыбкой.

- А что птицы? Они у себя дома. Не будет птиц, и нас не будет. Поэтому мы занимаемся сохранением их популяции. Важно, используя технику, не причинять природе вреда. Максимум, что делаем - это отпугиваем, при этом изучаем их и предупреждаем о потенциальной угрозе в виде самолетов.

Основная задача главного орнитолога - определять фактическую опасность птиц для полета воздушных судов. Опасность представляют птицы, вес которых превышает 300 граммов. Даже такая относительно легкая птичка на скорости способна пробить обшивку самолета. Мелких пернатых, вроде стрижей, которые кружат в небе над аэропортом, авиаорнитологи не трогают.

Маршрут всех этих птиц всегда успешно удается скорректировать. Биоакустическое оборудование, выдающее пугающие для пернатых сигналы, работает без сбоев. Решать проблемы специалистам помогают биоакустические установки АЭРО-1С и газовые громпушки, которые отпугивают птиц от территории аэродрома. Недавно арсенал пополнится еще одной установкой "Универсал акустик", новый имитатор оружейных залпов прикрывает северную часть аэродрома.

К слову, главный островной аэропорт располагается на одном из крупнейших в мире восточноазиатско‐австралийском пролетном пути птиц.

Наставник и хранитель истории

В молодые годы Сталий Коняшов мечтал стать моряком, и после окончания мореходного училища успел даже сходить матросом в море. Как привести яхты и швертботы в мореходное состояние он отлично знает - увлекался парусным спортом, уже работая в аэропорту. Весной 1971-го на двух судах класса "Дракон" вместе с соратниками он совершил первое в истории Сахалина дальнее спортивное плавание под парусами по маршруту Холмск - Корсаков - Холмск, посвященное Дню Победы. Экипаж южносахалинцев возглавил тогда ведущий специалист авиатехнической службы аэропорта Сталий Коняшов. Да, из него получился бы отличный капитан дальнего плавания. Если бы небо однажды не позвало.

В этом году исполнилось 55 лет с тех пор, как он пришел на предприятие. Сталий Энгельсович ведет и активную общественную деятельность, с 2003 года он возглавляет общественную организацию "Объединение заслуженных работников и ветеранов гражданской авиации России аэропорта Южно-Сахалинск".

В 2016 году Сталий Коняшов был удостоен ордена "Патриот России". В 2019-м - стал номинантом регионального конкурса "Гордость Сахалинской области". Профессионал своего дела, неравнодушный человек, патриот своего региона и своей страны, действительно гордость коллектива. Ценят его вклад в экономику города и в администрации областной столицы.

- Мы давно мечтали, чтобы из небольшого аэропорта, каким он был когда-то, аэропорт "Южно-Сахалинск" стал самым мощным авиаузлом на Дальнем Востоке. И перспективы вот они, есть. Теперь с нетерпением ждем окончания строительства нового аэровокзального комплекса и грядущих добрых перемен. Впереди очередная дата со дня основания нашей воздушной гавани, и хочу сказать: мне отрадно видеть, что в аэропорт приходят молодые люди, которые мечтали об авиации и осуществили свою мечту. Работают многие старательно, на совесть. Радостно и то, что нет у них вредных привычек! Молодым хочется еще раз напомнить: только глубокие знания помогут избежать ошибок, - делится мыслями напоследок Сталий Коняшов. - Всему коллективу родного аэропорта я желаю крепкого здоровья, счастья и радости. И, конечно, не успокаиваться, не останавливаться на достигнутом, идти вперед, учиться, учиться и учиться!...
Авторские права на данный материал принадлежат «АО "Аэропорт "Южно-Сахалинск"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка