О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Кооперация для прорыва: в ЦИАМ обсудили электрические технологии в авиадвигателестроении

Создание летательных аппаратов с гибридными и электрическими силовыми установками - одно из перспективных направлений развития авиационной отрасли. Актуальность разработок в этой сфере повышают ужесточающиеся экологические требования

Создание летательных аппаратов с гибридными и электрическими силовыми установками - одно из перспективных направлений развития авиационной отрасли. Актуальность разработок в этой сфере повышают ужесточающиеся экологические требования. Электрические силовые установки обладают рядом преимуществ перед традиционными, на основе двигателей внутреннего сгорания, и открывают возможности для проектирования летательных аппаратов с новыми характеристиками.

11 сентября 2019 года в Центральном институте авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского") состоялось совместное заседание Научно-технического совета ЦИАМ и Совета при руководстве приоритетного технологического направления "Технологии двигателестроения" на тему "Применение технологий высокотемпературной сверхпроводимости в авиационном двигателестроении. Проблемы и перспективы".

В мероприятии приняли участие представители ведущих предприятий и организаций: АО "ОДК", Фонда перспективных исследований, ГК "Роскосмос", АО "Вертолеты России", АО "ОДК-Климов", ОКБ им. А. Люльки - филиала ПАО "ОДК-УМПО", ЗАО "СуперОкс", АО "Технодинамика", МКБ "Горизонт", ФГБОУ ВО "МАИ", ОАО "ВНИИКП" и других.

Заседание вели генеральный директор ЦИАМ Михаил Гордин и заместитель генерального директора - руководитель приоритетного технологического направления "Технологии двигателестроения" АО "ОДК" Валерий Гейкин.

Михаил Гордин отметил важность проведения комплексных исследований, направленных на формирование научно-технического задела (НТЗ), создание и испытание демонстраторов гибридных и электрических силовых установок.

"Первичная задача НТС - дать участникам представление об опыте и возможностях партнеров, - подчеркнул он. - В этой области мы пока на этапе формирования НТЗ. Результатом НИР станут авиационные двигатели-демонстраторы, на которых будут исследованы прорывные технологии. Создание демонстраторов для отработки новых решений на земле и в полете - обычная инженерная работа. Это необходимый и очень важный этап развития любой новой технологии перед передачей промышленности готового к внедрению продукта".

Валерий Гейкин рассказал о ходе реализации концепции создания энергетического комплекса, построенного по идеологии "более электрического самолета/вертолета" (БЭС/В). Он отметил, что во исполнение решений заседания Совета по авиастроению ВПК РФ от 17 июля 2019 года о реализации концепции БЭС/В права ведущей организации по данной теме предлагается закрепить за ЦИАМ, так как Институтом уже ведется комплексная работа в данном направлении.

Он также напомнил о том, что в решении заседания Научно-технического совета ВПК, наряду с важностью развития традиционных (несверхпроводящих) электрических машин и систем передачи энергии для авиационного применения, при реализации принципа БЭС/В была отмечена перспективность внедрения технологий высокотемпературных сверхпроводников (ВТСП).

Использование в конструкции электрических машин ВТСП, обладающих практически нулевым электрическим сопротивлением, позволяет снизить массогабаритные параметры двигателя и повысить КПД до 99%.

Актуальность исследований в области применения ВТСП подчеркнул сделанный участниками НТС обзор зарубежного опыта разработки ключевых технологий для гибридных и электрических силовых установок авиационного применения. Ряд программных НИР в этой сфере отнесен к стратегическим. При этом, по мнению генерального директора ЗАО "СуперОкс" Сергея Самойленкова, Россия уже сейчас опережает зарубежных разработчиков в создании электрического авиадвигателя большой мощности.

Об "электрических" проектах Института рассказал начальник отдела Антон Варюхин.

Участники заседания поделились своим опытом в области разработки электрических технологий для авиации.

По итогам заседания вынесен ряд решений. В частности, отмечена важность комплексного подхода в применении сверхпроводимости и необходимости развития криомеханики и криогенных систем охлаждения. Намечены планы дальнейшего взаимодействия в рамках межведомственной рабочей группы.

ФГУП "ЦИАМ им. П.И. Баранова" - единственная в стране научно-исследовательская организация, осуществляющая комплексные научные исследования и научное сопровождение разработок в области авиадвигателестроения - от фундаментальных исследований физических процессов до совместной работы с ОКБ по созданию, доводке и сертификации новых двигателей, в том числе наземных газотурбинных установок. Все отечественные авиационные двигатели создавались при непосредственном участии института и проходили доводку на его стендах.

Национальный исследовательский центр "Институт им. Н.Е. Жуковского" (далее - Центр) создан в соответствии с Федеральным законом от 4 ноября 2014 года №326-ФЗ, принятым во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 15 сентября 2011 г. № ВП-П7-6543, для организации и выполнения научно-исследовательских работ, разработки новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, ускоренного внедрения в производство научных разработок и использования научных достижений в интересах отечественной экономики.

Центр осуществляет от имени Российской Федерации полномочия учредителя и собственника имущества организаций в соответствии с перечнем, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2015 года № 2489-р, в порядке и объеме полномочий, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В состав центра входят следующие федеральные государственные унитарные предприятия:
  • Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (г. Жуковский, Московская область);
  • Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (г. Москва);
  • Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем (г. Москва);
  • Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С.А. Чаплыгина (г. Новосибирск);
  • Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем (пос. Белозерский, Московская область)....
    Авторские права на данный материал принадлежат «ЦИАМ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка