О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

На взлет или в пике? Почему идут сокращения на воронежском авиазаводе

Сколько работников ВАСО решено сократить и какие перспективы у авиазавода - в материале "АиФ-Воронеж"

Сколько работников ВАСО решено сократить и какие перспективы у авиазавода - в материале "АиФ-Воронеж". Авиазавод - предприятие, которым, несмотря на трудности последних десятилетий, продолжают гордиться воронежцы. ВАСО переживает не лучшие времена, и, как следствие, тут начались сокращения. Как всегда в подобных случаях, руководство объясняет этот шаг оптимизацией. Но приведет ли она к улучшению положения или только усилит кризис, выяснял "АиФ-Воронеж". Кому на выход? Комиссия по сокращению численности сотрудников на заводе была создана еще в июне. Как сообщили в руководстве предприятия, к 19 сентября были сокращены четыре сотрудника, планируется расстаться еще со 150 из 6,5 тысяч работников завода. Цель - снизить количество уровней управления и численность руководителей, оптимизировать накладные расходы, добиться нужного соотношения основного и вспомогательного персонала. Как только информация об этих планах просочилась в прессу, заводское начальство поспешило успокоить общественность - увольнять планируют только руководящих работников. Между тем в середине сентября сотрудники завода стали сообщать, что о предстоящем в декабре сокращении уведомляют даже рядовых рабочих и инженеров, занятых непосредственно в производстве самолетов. "Сократили "море" людей, - сообщил один из обратившихся в редакцию сотрудников. - Начальство говорило, что рабочих не будут сокращать, но слово не сдержало. И молодых и пенсионеров сокращают. С 3 декабря эти люди должны покинуть завод". Подобные новости начали появляться и в соцсетях. "В отдел кадров стали вызывать людей для оптимизации и сокращения. Много рабочих, а не управляющий персонал, как ранее говорили", - рассказывает один из авторов. "Вызвали уже 170 человек - рабочих в основном. И молодых, и пенсионеров… Вряд ли кто скажет в открытую о том, что их вызвали. Напишут потом в трудовой что-нибудь плохое. Потому и молчат. Но мы, их друзья, знаем, что их вызвали. И там написано в бумагах - срок вам до 3 декабря", - вторит другой. Однако официальный ответ, подготовленный пресс-службой предприятия, эту информацию опровергает. "Сокращение проходит в структурных подразделениях заводоуправления и подразделениях общехозяйственного обеспечения, - сообщает она. - Сокращение не затрагивает работников основного производства". Диагноз - перегруз Впрочем, слухи не удивляют. Прошлый год завод завершил с чистым убытком в 2,6 миллиарда рублей. При этом сообщалось, что предприятие делает перерыв в серийном производстве самолетов и приступает к модернизации. Дело в том, что львиная доля доходов завода приходилась на программу по выпуску ближнемагистрального Ан-148. Эксперты высоко оценивали самолет, но он стал жертвой политики - на территории России производство велось по украинской лицензии, а из-за санкционного режима авиапредприятия стран свернули сотрудничество. На начавшуюся модернизацию предполагается потратить восемь миллиардов рублей. Кроме того, параллельно с сокращениями завод открыл новые вакансии. "Планируется набор основных производственных рабочих, - комментируют решение на предприятии. - И эти должности предлагаются всем сокращаемым сотрудником. Набор объясняется значительным увеличением объема производства на 2020 год и последующие годы, а также естественным движением персонала - увольнением по собственному желанию, выходом на пенсию и т.д. Текучесть кадров составляет 9%". Оптимизм связан с планами производства двух новых самолетов - Ил-112В и Ил-96-400М. Первый из них - легкий транспортник, который должен прийти на замену устаревшему Ан-26, основной "рабочей лошадке" вооруженных сил. Кроме того, окончательный износ парка Ан-26 ставит под угрозу северные перевозки. Таким образом, производство Ил-112В - стратегический вопрос для страны, и альтернативы этому самолету просто нет. Но пока судьба машины складывается непросто. Когда она была готова и выполнила в апреле свой первый полет, обнаружились перегруз в три тонны и проблемы с центровкой - слишком тяжелый хвост. Вины сотрудников ВАСО в этом нет, ошибки допустил разработчик - авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина. Кстати, не слишком удачные испытания стоили кресла его руководителю Алексею Рогозину. "Эффективного менеджера" отлучили от авиации, теперь он руководит застройкой транспортно-пересадочного узла Нагатинская в Москве. Между тем конструкторы доводят проект до ума - следующей весной должны пройти новые испытания. Уже удалось убрать одну тонну перегруза, от оставшихся двух планируется избавиться за счет использования более легких композитных материалов. Наш ответ "Боингу" Дальнемагистральный Ил-96, который выпускался воронежским авиазаводом с 1993 года, заслуженно считается вершиной советского авиастроения. Беда в том, что его салон вмещает меньше пассажиров, чем более современные модели "Боингов" и "Эйрбасов" - в результате отечественная машина, которая заслуженно считается эталоном надежности, к 2000-м годам проиграла конкуренцию за коммерческие перевозки. Сегодня эти самолеты используют только национальная авиакомпания Кубы и специальный летный отряд "Россия", который перевозит высшее руководство нашей страны. В отряд входит и знаменитый Ил-96-300ПУ - на нем летает президент. В 2015 году было принято решение дать самолету вторую жизнь. Была разработана его модернизированная версия - Ил-96-400М с удлиненным салоном и новыми, более мощными двигателями. Предполагается, что по топливной эффективности самолет сравняется с импортными конкурентами. 18 сентября под аплодисменты сотрудников завода завершилась стапельная сборка первого опытного образца - построен корпус самолета. Планируется, что авиалайнер будет готов к концу 2020 года, первый опытный полет намечен на 2021 год. Но удастся ли реализовать амбициозные планы по завоеванию рынка пассажирских перевозок, сегодня вряд ли кто-то скажет наверняка. Отечественные авиакомпании давно и прочно перешли на импортные самолеты, да и обслуживать парк из однотипных машин выгоднее. Пока же ВАСО не может запустить в воздух ни один самолет - с начала года там идет ремонт взлетной полосы. На какой стадии находятся работы, в пресс-службе не сообщили, сославшись на режимный статус объекта, но уверили, что они закончатся в срок - к концу этого года. Нелетная погода Конечно, дело не только в объективных трудностях. Каждые год-два завод меняет директоров, причем в последнее время руководить авиастроителями назначают даже выходцев из автомобильной и других непрофильных отраслей промышленности. Последний "коренной заводчанин" на этом посту - Виталий Зубарев, возглавлявший ВАСО с 2008 по 2014 годы, - осенью 2016 стал фигурантом уголовного дело о хищении через подставную фирму 21 млн рублей. Впрочем, трудности испытывает не один завод, а целая отрасль. В 2018-2019 годах, после нескольких лет роста, в России резко снизилось производство всех летательных аппаратов - не только самолетов, но и вертолетов, беспилотников, космических спутников. Сотрудников увольняют не только на воронежском, но и на иркутском, новосибирском и других заводах. Связано это с сокращение оборонзаказа - в 2020 году заканчивается масштабное перевооружение российской армии. При этом производство самолетов переживает реформу - осенью прошлого года "Объединенную авиастроительную корпорацию" включили в "Ростех". Весной председателем совета директоров ОАК стал бывший министр обороны, амнистированный Анатолий Сердюков. Приведет ли реформа к взлету воронежского авиастроения, сказать трудно. Комментарии экспертов "Судьба воронежского авиазавода напрямую зависит от того, насколько реален проект Ил-96-400М - наша альтернатива Boeing и Airbus. Это зависит от перевозчиков и правительственной поддержки проекта, - говорит директор Центра межрегиональных исследований ВГУ Дмитрий Ломсадзе. - Мы уже знаем по опыту Superjet-100: нужно создать не только хорошую машину, но и целую сервисную сеть по обслуживанию самолета. А это уже гораздо большие затраты - подготовка кадров, ремонтная часть. Вывод на рынок нового самолета - это целый комплекс мероприятий. И мы абсолютно проигрываем конкуренцию Boeing и Airbus именно в комплексе, а не по чисто техническим параметрам - шуму, энергоэффективности двигателя и т. д. Это проблема государственного уровня. Если у нас есть политика импортозамещения, если ставится цель хотя бы внутри страны летать на наших самолетах, значит, нужна долгосрочная целевая программа. В то же время, надо понимать, что любая продукция имеет двойное назначение. Самолет из пассажирского может стать и военно-транспортным. Будет ли поддержан проект Ил-112 тоже до конца не ясно. Но не хотелось бы верить, что ВАСО может остаться без заказов и загрузки. Это была бы огромная, невосполнимая потеря". "На мой взгляд, мы видим заключительную часть трагедии главного завода Воронежской области, которая длится уже более 20 лет. Очевидно, общероссийский тренд на реиндустриализацию отразится и на ВАСО, думаю, что завод, к которому привыкли, мы уже не увидим никогда. Он сохранится в очень усеченном варианте, - считает политолог Дмитрий Нечаев. - Мне думается, что основная вина лежит на прежних губернаторах, которые и в 1990-е, и в "нулевые" годы, и в нынешнюю десятилетку не смогли предложить и пролоббировать на федеральном уровне благоприятный вариант развития завода"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Аргументы и факты». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка