О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Sky Review: Цифровая экспансия АЗН-В и МПСН

Настоящее и будущее аэронавигационных технологий

На сегодняшний день одним из наиболее широко распространенных аэронавигационных средств в мире остается вторичный радиолокатор, однако обновление мировой системы ОрВД продолжается, и новые технологии АЗН-В (англ. ADS-B) и мультилатерация (МПСН, англ. MLAT/WAM) постепенно занимают все большую нишу. Бортовые ответчики АЗН-В 1090ES уже не первый год ставятся на новые коммерческие лайнеры. Согласно самым последним данным из Европы, уровень оснащения бортов достиг 40% в апреле 2019 года, что на 22% больше, чем в октябре 2018 года. Действующие мандаты в США и Европе требуют, чтобы к 2020 году все коммерческие лайнеры были оснащены аппаратурой АЗН-В 1090ES Out. Ниже представлена наглядная графика, иллюстрирующая данные требования в разных странах мира. Некоторые страны, такие как Австралия, уже требуют установки бортового оборудования АЗН-В в соответствии с DO-260A. Согласно европейскому мандату, временной коридор для перехода на автоматическое зависимое наблюдение определен до 7 июня 2020 г. FAA США дает время до 1 января 2020 г. Что же касается реализации наземной инфраструктуры, то в разных странах достигли различных результатов. Остановимся на некоторых из них. США В США сеть станций АЗН-В покрывает практически всю территорию страны. Как уже писал Sky review, здесь применяются две линии передачи данных (ЛПД): UAT (для авиации общего назначения и до 18000 футов); 1090ES на всех высотах. В отдельных регионах США FAA также развернуло МПСН: в частности, в нескольких аэропортах в горах Колорадо; система также работает в Джуно (Аляска); в Шарлотте (штат Северная Каролина). Европа В Европе АЗН-В так же, как и в США, внедряют уже не первый год. Наиболее актуальная карта покрытия выглядит следующим образом: Поскольку воздушное пространство Европы характеризуется высокой плотностью движения, то предполагается, что АЗН-В при необходимости будет работать "в связке" с существующими независимыми МПСН и вторичными радиолокаторами. Это позволит добавить дополнительный "слой резервирования" и повысить безопасность полетов. Подробную информацию о статусе внедрения АЗН-В в Европе можно найти на специализированном сайте SESAR. На практике АЗН-В часто комбинируется с МПСН. Это происходит потому, что датчики МПСН поддерживают работу АЗН-В 1090ES, а также есть возможность применения МПСН как резервирующей системы, обеспечивающей большую безопасность и точность (МПСН не зависит от спутниковых данных). Ранее сообщали о 40 системах на базе мультилатерации, установленных в крупнейших европейских аэропортах. Также сообщается о 80 зонах мультилатерации вне аэропортов. Отмечается, что технология мультилатерации может быть использована как альтернатива вторичным радиолокаторам. Австралия Это одна из первых стран, которая внедрила АЗН-В 1090ES на всей своей территории. Особенностью системы является то, что здесь применяются как передатчики, так и приемники АЗН-В In/Out. В горной местности на австралийском острове Тасмания также развернута широкозонная МПСН. На этапе оценки проекта сравнивались два решения: одно на базе вторичных радиолокаторов, второе - на мультилатерации. Предпочтение было отдано широкозонной мультилатерации как более эффективной и экономически выгодной технологии. Новая Зеландия Схожая ситуация и у соседа Австралии Новой Зеландии. Большая часть страны находится в зоне наблюдения АЗН-В 1090ES, на юге развернута широкозонная МПСН. В Новой Зеландии так же, как и в Австралии, проводили оценку опыта внедрения двух линий передачи данных АЗН-В в США. И так же пришли к выводу, что данное решения является избыточным и увеличивает стоимость реализации всей системы. Выбор был сделан в пользу единой линии передачи данных - 1090ES. Китай Китай не стал исключением. В Поднебесной тоже ведется работа по разворачиванию национальной АЗН-В, а в аэропортах внедряются современные МПСН. В качестве примера можно привести обновленный аэропорт Пекина, где была развернута современная МПСН в составе системы контроля и управления наземным движением - A-SMGCS. Список можно продолжать и дальше. AOPA США ранее выделила страны, где есть мандат АЗН-В 1090ES Out. В него вошли США, Австралия, Канада, Европа, Гон-Конг, Индонезия, Мексика, Сингапур, Шри-Ланка, Тайвань и Вьетнам. Добавим, что помимо классического АЗН-В существует и космическое. Национальные операторы Великобритании (NATS) и Канады (Nav Canada) развернули космическое АЗН-В в Северной Атлантике и Канаде в 2019 году. Система дает возможность наблюдений над Атлантикой, а также в отдаленных и географически сложных районах мира. Даже после того как началась глобальная экспансия АЗН-В 1090ES, мультилатерация продолжает расширяться и обеспечивать дополнительные преимущества. Технология получила широкое распространение в мире, как в составе систем A-SMGCS в аэропортах, так и широкозонные решения (WAM) для целых регинов и даже стран. Экспертами отмечается, что МПСН способны обеспечить большую точность по сравнению с традиционными вторичными радиолокаторами. - Широкозонные МПСН состоят из большого числа малых станций. Они способны обеспечить наблюдение за воздушным пространством эффективней, чем традиционные радары. Данное решение превосходит вторичные радиолокаторы, как по стоимости, так и по производительности,- рассказывает Андрю Гетз, представитель комапнии Sky guide (Швейцария). - Датчики МПСН де-факто являются и приемниками АЗН-В. Поэтому внедряя МПСН, мы паралельно реализовываем и АЗН-В, - продолжает Андрю Гетз. МПСН не зависит от спутниковых данных и является более автономной и защищеной системой, способной обеспечить высокий уровень резервирования и проверки данных АЗН-В 1090ES. В ЕС сообщалось о планах создания еще порядка 20 зон WAM к 2020 году, а также о планах установить 30 систем в аэропортах в период с 2018 по 2020 гг. Из стран, где реализовывались проекты с применением МПСН, можно выделить Швецию, Великобританию, Японию, Австрию, США, Австралию, Новую Зеландию, Намибию, Канаду, Россию, Чехию. В отдельных странах, к примеру, в Намибии или Швеции, развернуты национальные МПСН покрывающие территорию всего государства. В завершение отметим, что вторичные радиолокаторы, а также локаторы обзора летного поля продолжают экплуатироваться. Однако глобальная тенденция на внедрение более современных аэроавигационных систем очевидна. Все больше стран начинает разворачивать АЗН-В/мультилатерацию, а одним из драйверов данного процесса является ИКАО и Глобальный Аэронавигационный План (ГАНП). Именно в ГАНП заложены новые принципы, для реализации которых, необходимы современные решения, позволяющие обеспечить более высокий темп обновления информации, большую точность, пропускную способность, мобильность систем, а также уровень их цифровизации....
Авторские права на данный материал принадлежат «Sky review». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка