О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Бюджет платит дважды: авиакомпании просят у государства 30 миллиардов

Для сдерживания цен на билеты авиакомпании просят правительство выделить им из бюджета 8-9 млрд в рамках демпфера - нового механизма компенсаций на случай резких скачков стоимости керосина, а также единовременно еще 23 млрд рублей

Для сдерживания цен на билеты авиакомпании просят правительство выделить им из бюджета 8-9 млрд в рамках демпфера - нового механизма компенсаций на случай резких скачков стоимости керосина, а также единовременно еще 23 млрд рублей. Эти предложения, которые направила в кабмин Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта, уже поддержал Минтранс. По итогам года отрасль может получить рекордный убыток, который за шесть месяцев уже составил почти 52 млрд рублей, - больше, чем за весь прошлый год. Впрочем, самим авиакомпаниям стоит поработать над долгосрочными стратегиями развития, внедрить риск-менеджмент и не раздувать парк самолетов, отмечают эксперты. Демпфер невозврата Авиакомпании предложили правительству несколько сценариев, позволяющих стабилизировать их финансовое состояние и не допустить резкого подорожания билетов. Все варианты предусматривают помощь из бюджета. Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) на прошлой неделе направила инициативы вице-премьеру Максиму Акимову и главе Минтранса Евгению Дитриху, сообщили "Известиям" несколько источников на авиарынке. В аппарате Максима Акимова подтвердили получение письма. - Перевозчики просят снизить планку демпфера (компенсация из казны стоимости керосина. - "Известия") с 48,3 тыс. до 40 тыс. рублей за тонну - установить ее на уровне декабря 2017 года, до начала резкого роста цен на авиатопливо, - рассказал собеседник, знакомый с текстом документа. Такой шаг считают правильным в Минтрансе. Это позволит задействовать демпфирующий механизм для предотвращения роста расходов авиакомпаний, связанных с подорожанием топлива, заявили "Известиям" в пресс-службе ведомства. Глава АЭВТ Владимир Тасун подтвердил, что предложения направлены в кабмин, но от дальнейших комментариев воздержался. Запущенный правительством с 1 августа механизм демпфера разрешает перевозчикам получать субсидии из бюджета, если экспортная стоимость авиакеросина с учетом таможенной пошлины и затрат на логистику превысит 48,3 тыс. рублей за тонну. При нынешней цене горючего за рубежом у авиакомпаний нет шансов на материальную поддержку ни в этом году, ни в будущем, полагают перевозчики. В августе цена поставки на экспорт составляла около 43,7-43,9 тыс. за тонну, пояснил источник "Известий". В документе, направленном в кабмин, говорится: если бы демпфер с планкой отсечения в 40 тыс. рублей заработал с 1 августа, авиакомпании получили бы из казны около 5 млрд рублей и еще по 8-9 млрд в последующие годы. В документе также предлагается альтернативный вариант господдержки, о котором уже говорили в декабре 2018-го, - увеличить коэффициент суммы акциза на керосин с 2,08 до 3,5. В этом случае возмещение авиакомпаниям вырастет с нынешних 3024 до 7 тыс. рублей с каждой тонны топлива. Компенсацию части расходов на приобретение керосина авиакомпании получают с 2015 года. - Оба механизма возможны, - сказал "Известиям" главный эксперт института экономики транспорта НИУ ВШЭ Федор Борисов. - Авиакомпаниям более выгоден второй вариант с повышением выплат по акцизам, а с точки зрения регулирования цен на авиатопливо - первый со снижением планки демпфера. На всех, но не поровну Минтранс в октябре представит свои предложения по новым мерам поддержки авиакомпаний, заявлял на ВЭФ в начале сентября глава ведомства Евгений Дитрих. Во время форума президент РФ Владимир Путин в очередной раз обратил внимание на рост стоимости перелетов в стране, опережающий темпы инфляции. За шесть месяцев 2019-го цена авиабилетов, по подсчетам Минтранса, выросла на 7%. В целом за год они могут подорожать на 9-10% к прошлогодним показателям, такой прогноз ранее давали "Известиям" в АЭВТ. По итогам мониторинга ФАС, за восемь месяцев рост составил около 6%, что выше инфляции. По подсчетам ассоциации, которые приводятся в письме Максиму Акимову, за шесть месяцев 2019-го операционные убытки авиакомпаний уже составили 51,9 млрд рублей против около 50 млрд за весь прошлый год. Одна из самых затратных статей перевозчиков, составляющая порядка трети стоимости билета, - авиатопливо. По статистике АЭВТ, рост цены керосина за прошлый год превысил 30%. Для того чтобы частично возместить прошлогодние потери, перевозчики просят выделить единовременную финансовую помощь в 23 млрд рублей. В Министерстве транспорта поддерживают эту позицию, сказал "Известиям" представитель ведомства. В прошлом году Минтранс уже предлагал выделить перевозчикам аналогичную разовую субсидию. - Минтранс считает правильным разделить эту сумму на три года и распределить деньги среди 34 крупнейших авиакомпаний, на которые приходится более 90% перевозок. В письме АЭВТ говорится, что деньги нужно выделить в этом году и направить всем авиакомпаниям, пропорционально потребленному топливу, - сказал "Известиям" источник, знакомый с ходом дискуссии. ФАС, которая также участвует в обсуждении господдержки для авиакомпаний, не считает нужным предпринимать какие-либо меры до конца года, добавил он. Замглавы ФАС Анатолий Голомолзин пояснил "Известиям", что сейчас нет оснований для поддержки компаний из-за дорогого горючего. По итогам девяти месяцев этого года цена авиакеросина выросла всего на 2,5-2,8% к аналогичному периоду 2018-го. Доля других расходов, включая обслуживание в аэропортах и фонд оплаты труда, в общей структуре затрат перевозчиков осталась прежней, пояснил он. По его мнению, необходимо обсуждать другие меры поддержки - субсидирование региональных рейсов и внутренних чартерных перелетов для развития туризма. Анатолий Голомолзин также напомнил, что с 1 октября был отменен НДС на перелеты в обход Москвы. В Минфине сказали "Известиям", что распределением субсидий авиакомпаниям в рамках утвержденных лимитов занимается Минтранс, поэтому вопросы следует адресовать ему. Региональный вектор В Utair и Nordwind сказали "Известиям", что любая поддержка от государства в сложившейся ситуации будет полезна для авиаотрасли и экономики страны в целом. При этом глава "Utair - Пассажирские авиалинии" Павел Пермяков сказал "Известиям", что было бы правильно ориентировать финансовую помощь на региональные рынки, которые "слабее большого и конкурентного московского". Это будет стимулировать перевозчиков перераспределять емкости из столицы в провинцию и заложит хороший базис для развития регионов, добавил топ-менеджер. В "Уральских авиалиниях" обратили внимание на то, что в рамках демпфера при нынешних условиях компенсации станут возможны, если цены на энергоносители на мировом рынке взлетят на 15-20%. В то же время механизм возврата по акцизам "зарекомендовал себя как наиболее действенный", и компания заинтересована в увеличении коэффициентов. Другие крупные авиакомпании не ответили на запросы "Известий". По мнению Федора Борисова, финансовые проблемы перевозчиков кроются не только в высоких ценах на керосин. - Им неплохо было бы внедрить риск-менеджмент и не раздувать парк самолетов, ведь лизинговые платежи также закладываются в цену билета, то есть перекладываются на пассажира, - считает он. Представитель Максима Акимова сообщил "Известиям", что доклад по итогам анализа результатов деятельности авиакомпаний за III квартал 2019 года будет представлен премьер-министру Дмитрию Медведеву....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка