О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Небо зовет! Как стать стюардессой?

Ранняя пенсия, новые впечатления, минимум романтики и дорогое обучение. О том, как стать бортпроводником и насколько изменилась эта профессия за последние годы, нам рассказала начальник службы бортпроводников авиакомпании "ИрАэро" Наталья Кубатова

Ранняя пенсия, новые впечатления, минимум романтики и дорогое обучение. О том, как стать бортпроводником и насколько изменилась эта профессия за последние годы, нам рассказала начальник службы бортпроводников авиакомпании "ИрАэро" Наталья Кубатова. - Сколько стоит обучение на бортпроводника? - Обучение кандидатов проходит в Калининграде и стоит порядка 70 тыс. рублей, длится оно два месяца. Наши будущие бортпроводники летят за счет авиакомпании "ИрАэро" до Санкт-Петербурга, но если они не возвращаются и не работают у нас, то возмещают эти траты из своего кармана. Также слушатель курсов приобретает уже за свой счет билеты из Петербурга в Калининград и обратно - это плюс еще 10 тыс. рублей. На время обучения можно разместиться в местном общежитии, оно тоже платное - 25 тыс. рублей за два месяца. Ну и другие траты - на еду, быт, развлечения. В общей сложности на два месяца курсов необходимо около 150 тыс. рублей. Мы проходим обучение только в Калининграде. В Иркутске первоначальную подготовку Росавиация нам не подписывает. Они считают, что у нас в стране и так достаточно школ. А то, что все эти школы находятся в центральной части России - это их не интересует. - А можно полностью обучаться за счет авиакомпании? - Мы так раньше делали, пока не столкнулись в 2008 году с тем, что у нас группа в учебный центр уехала, а уже там половина слушателей передумала становиться бортпроводниками. Им разонравилась эта профессия. И мы с них деньги получить уже никак не могли. Потом эта ситуация повторилась и нам пришлось менять схему оплаты обучения специалистов. Но когда работал Иркутский учебно-тренировочный центр, было проще. И плата за обучение была меньше, и дома мама может борщом накормить - ехать никуда не надо. Тогда в бортпроводники люди шли охотно, а сейчас мы столкнулись не просто с дефицитом кадров, а даже с дефицитом желающих идти в профессию. Ведь на старте карьеры оплатить свое обучение могут далеко не все. - Как же тогда готовят кадры крупные авиакомпании? - Обучают по прежней схеме, заключают договора и потом вычитают деньги уже из зарплаты. Но за обучением обычно идет "доучивание", ведь на курсах дают только теорию. И в этом плане наша авиакомпания выигрывает - мы даем молодым проводникам пройти своеобразную карьерную лестницу - от Ан-24 и Ан-26, через самолеты CRJ (семейство региональных самолетов, производимых канадской компанией Bombardier, вместимость до 50 человек) и далее - к "Суперджетам". Вырасти до последних можно за считанные месяцы, но если человек не может работать даже на "аннушке", то ни о каких лайнерах не может быть и речи. - А как часто вы берете новичков? Сейчас мы вынуждены делать донаборы проводников 3-4 раза в год, хотя раньше хватало и одного набора. Миграция специалистов между авиакомпаниями высокая - кто-то ищет дальнейшего роста, кто-то более удобный график, многие в постоянном поиске более высоких зарплат. Но очень часты случаи, когда люди возвращаются. В основном нас любят за дружный и добрый коллектив. - Какие же требования к кандидатам первостепенные? - Скажу прямо, ребята знают иностранный язык очень слабо. Многие авиакомпании, получая резюме от кандидата, перезванивают и просят рассказать что-то о себе по-английски. Мы же понимаем, что это приведет к выбраковке до 80%, а то и 90% кандидатов. Поэтому даже если человек не имеет языковой практики, наш инструктор-методист со знанием английского доучивает их уже здесь. Что же касается основных требований к бортпроводникам, то первостепенный - это все-таки здоровье. Окулист, хирург, нарколог, психолог. Если у молодого человека есть военный билет и там стоит категория "Б", то я его сразу отправляю к хирургу, а уж он скажет, пройдет этот человек комиссию или нет. Если у девушки зрение +5, однозначно она к комиссии не допускается. Смотрим также на наличие и характер травм, взаимоотношение с алкоголем и наркотиками. Первое - это здоровье. Из 20 человек медкомиссию проходят только 15. Второе - отсутствие татуировок. Ну какому пассажиру будет приятно, если на всю руку нарисованы крылья, драконы или цветы? Это не допускается. Бороды тоже не должно быть. Человека сразу видно - аккуратный он или нет. Следующий критерий - грамотная речь. То есть человек может знать английский, но писать по-русски с ошибками в каждом слове или говорить с жаргонами - это тоже сразу отметается. Антропометрические параметры тоже обязательны. Поскольку у нас есть самолеты Ан-24, то есть ограничение по росту - не более 184 см. И то если этот проводник в дальнейшем будет работать на "Суперджетах", ведь там потолки выше. Конечно, вес должен соответствовать росту. Никаких, простите, толстяков и толстушек у нас нет. У нас даже был случай, когда одна девушка для того, чтобы работать стюардессой, "скинула" за месяц 10 килограммов. Очень часто медкомиссия бракует из-за искривления носовой перегородки. Самые целеустремленные делают операции, но это занимает время и можно не попасть в набор. В целом у меня уже глаз наметан, всех кандидатов я просматриваю лично и если что - сразу отбраковываю. Сильно с выбором сейчас "не разбежишься". - А что входит в обучение? Это сложно? - В обучение входят такие дисциплины, как обслуживание пассажиров, предоставление питания, очень сложный предмет - перевозка груза, почты, багажа и английский язык. Если новичок приезжает с учебного центра и у него все эти знания есть, то такой бортпроводник очень быстро растет по карьерной лестнице и в итоге работает на "Суперджетах". А если он на Ан-24 давно летает и до сих пор не может понять, что такое центровка самолета, как заполнять документы - он застревает на этом самолете. А есть девчонки и мальчишки, которые все просто ловят на лету, они становятся полноценными бортпроводниками на лайнерах буквально за два месяца. Можно дорасти и до "Боинга", но для этого придется переехать на постоянное место жительства в Москву, а значит - отдавать половину зарплаты за аренду квартиры. - Как часто бортпроводники сдают экзамены? - Существуют Федеральные авиационные правила, согласно которым раз в год бортпроводники сдают аварийно-спасательную подготовку, раз в два года такой же экзамен, но для условий посадки на воду. Еще раз в два года экзамен по перевозке опасных грузов и два раза в год - проверяем готовность к весенне-летней и к осенне-зимней навигации. То есть 3-4 экзамена в год. Но их может быть и больше. К примеру, вот недавно сел самолет на кукурузное поле, пусть это произошло не у нас, но мы собираем сотрудников, дополнительно обучаем и проверяем как правильно открывать двери, как проводить эвакуацию и так далее. - Есть в профессии потолок по возрасту? - Если человек профессионал, он будет работать и в зрелом возрасте. У нас три бортпроводника, которым уже за 45. Но когда мы ведем набор, то рассматриваем кандидатов, которым не более 30 лет. Средний возраст тех, кто сейчас работает на линиях 23-25 лет. При налете (календарном) 7,5 лет, женщины могут выходить на пенсию уже в 45 лет, а мужчины - в 50. Это большое преимущество, особенно на фоне недавней пенсионной реформы. - Кроме пенсии какие еще есть преференции бортпроводникам? - Рабочая смена стюардессы не может длиться более 12 часов. В неделю, как и у всех - два выходных. При налете 500 часов в год, оплачиваемый отпуск - 77 дней. На Ан-24 налетать такой объем часов сложно, ведь там рейсы короткие, но на больших самолетах - "Суперджетах" и "Боингах" - вполне реально. К примеру, рейс Иркутск - Барнаул - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - Барнаул - Иркутск дает налет порядка 10 часов. - По каким причинам люди уходят в другую авиакомпанию или вообще из профессии? - Среди женщин основная причина - декретный отпуск. Сейчас у нас в декрете 13 девушек. Отчасти справедливо и то мнение, что в стюардессы девушки идут, чтобы выгодно выйти замуж - встретить свою половинку или в коллективе, или среди пассажиров. Я и сама когда-то вышла замуж за пилота. Сама по себе профессия у нас очень интересная, пусть даже сопряжена с некоторым риском. Интересно летать, смотреть города. Раньше, когда я летала, у нас была возможность побыть в другом городе, мы жили по 2-3 дня в Минеральных Водах, в Ленинграде. Ходили, смотрели. Сейчас работают уже по-другому. Все экономится - ты летаешь так называемым "разворотом". Прилетаешь, тут же разворачиваешься, смена экипажа, и все возвращаются домой, - не так интересно. Но бывают и командировки, у нас есть такие аэропорты как Магадан, Якутск, Москва. Там уже бортпроводники находятся по 1-2 дня и получают суточные. При этом сейчас найти работу "на земле" сложно, тем более, такую интересную. Бывшие бортпроводники могут где-то поработать клерками, кредитными менеджерами, секретарями, но многие рано или поздно возвращаются в авиацию. У нас этой весной вернулись 5 или 7 человек. Одна девушка работала оператором в компании сотовой связи, но сказала, что стала "превращаться в старуху" и буквально сбежала оттуда. Другая - вернулась из-за коллектива и сказала, что только в нашей компании можно запросто зайти к начальнику службы бортпроводников за советом. - Подвержены ли бортпроводники профессиональному выгоранию? Могут они из отзывчивых превратиться в хамов? - Могут. Все мы люди и случается всякое. Но это больше вопрос воспитания. Каждая жалоба на бортпроводника тщательно расследуется. Ведь в конфликте две стороны и не факт, что виноват сотрудник авиакомпании. Пассажиры бывают тоже эмоциональные, некоторые из них любят писать, скандалить, и даже говорить неправду. Так что поспешных выводов мы не делаем. Сейчас к нам, бортпроводникам, какое-то потребительское отношение: "Мы купили билеты, значит мы здесь хозяева". Особенно это ощущается на чартерных рейсах. Доходит до нелепостей - ремни застегивать не будем, спинку кресла при посадке и взлете поднимать не собираемся, отключать телефоны тоже. Мы заплатили, а значит, можем намусорить, ходить по салону в зоне турбулентности или при рулении самолета. Иногда даже требуют, чтобы пилот не делал объявлений по громкой связи - то есть лишний раз не беспокоил во время сна. А то, что от этого зависит безопасность и даже жизнь, такие люди почему-то забывают. - За какой проступок бортпроводник сразу лишается работы? - Однозначно это употребление алкоголя или наркотических средств на работе. Дальше по убывающей - неоднократное нарушение дисциплины ну и проваленные внутренние экзамены. Если на предполетном медосмотре проводник попадается с алкоголем в крови и это подтверждается анализами, то такой человек увольняется и автоматически попадает в черный список Росавиации. То есть снова работать в небе он больше никогда не будет. Так что новичков мы проверяем по этой базе тоже. - Что вы посоветуете тем, кто собирается стать бортпроводником? Раньше это была очень престижная профессия, такое отношение сохранилось? - Нет, сейчас к этой профессии относятся проще, глаза у кандидатов, как у нас когда-то, не горят. Молодежь ищет в первую очередь хорошего заработка, а романтический интерес пропал, его осталось очень мало. Но все равно это очень интересная профессия. Я помню, как мы шли на рейс буквально с нетерпением. Нас не пугали ни холод, ни зной. Любой маршрут, любой город казался интересным. И мы могли что-то купить, особенно во времена тотального дефицита - колбасы, сыра, сладостей. И когда мой муж накрывал стол для друзей, его спрашивали "твоя жена что, в магазине работает?". - Может ли бортпроводник, как в фильмах, при каких-то обстоятельствах сесть за штурвал самолета? - Нет, категорически. Ему за штурвалом делать нечего. Тем более, что какими-то знаниями в этой области он не обладает. - А приходилось спасать жизнь пассажирам? - На самом деле такие случаи бывают очень часто, но мы не любим ими хвастать. То у пассажира давление подскочило, то переволновался, то роды неожиданные. За время моей работы в воздухе родились 4 новых пассажира. На посадку идет один человек, а на землю с неба возвращаются уже двое....
Авторские права на данный материал принадлежат «АК "ИрАэро"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка