Опубликовано: 08.10.2019, 18:01
Комментариев: 1
 

Мосты к аэробудущему


[image]

Специальное интервью соруководителя рабочей группы НТИ "Аэронет" Сергея Жукова для Sky Review.

Национальная технологическая инициатива - долгосрочная программа по созданию и развитию новых рынков, которые должны обеспечить России место в авангарде мировых технологий. В рамках НТИ реализуется одиннадцать "рыночных" дорожных карт, в числе которых - "Аэронет", способствующая всестороннему развитию воздушного транспорта на основе технологий БАС. Сегодня определены главные сегменты развития рынка "Аэронет". Это дистанционное зондирование Земли и мониторинг, сельское хозяйство, перевозки грузов и в перспективе людей, поиск и спасание, а также обеспечивающие направления: развитие технологий БАС и законодательного регулирования, образование, популяризация и работа с профессиональными сообществами, формирование физической и цифровой инфраструктуры.

В своем интервью порталу Sky Review Сергей Жуков рассказывает о структуре управления "Аэронет", наиболее перспективных проектах и существующих для отрасли барьерах.

- Сергей Александрович, на сегодняшний момент более 900 проектов НТИ получили финансирование, в том числе предложенные "Аэронет". Легко ли тому или иному проекту заслужить кредит доверия у экспертов НТИ?

"Мы руководствуемся "Положением о разработке, отборе, реализации и мониторинге проектов в целях реализации планов мероприятий ("дорожных карт") Национальной технологической инициативы", утвержденным постановлением Правительства России от 18 апреля 2016 года № 317. На практике это выглядит так. Как правило, любой проект "заходит" сначала в экспертное сообщество рабочей группы, где мы оцениваем его, прежде всего, с научно-технической стороны, затем в проектный комитет (ПК), который подвергает концепцию проекта экспертизе на предмет соответствия целям и задачам НТИ. Если получено "добро", наступает стадия разработки проекта, где детально обосновываются все его составляющие, например, техническое задание, проектная команда, кооперация, бизнес-план, смета и прочее. После одобрения ПК, проект допускается к стадии отбора, и уже на основании его полного описания детально рассматривается рабочей группой (в официальном ее составе), профильным министерством (для нас это Минпромторг России), АСИ, РВК и общесистемным для НТИ министерством - Минобрнауки России. На этой стадии проект ждет и анонимная экспертиза, осуществляемая профильными специалистами из экспертного пула инновационного центра "Сколково". Все отзывы и заключения направляются в Экспертный совет НТИ. В случае, если проект одобрен заседающими в нем академиками и представителями институтов развития, он попадает в Межведомственную рабочую группу. "Зеленый свет" проекту дает именно МРГ, после чего с разработчиками заключается контракт в Фонде поддержки проектов НТИ.

У Фонда имеются две основные формы поддержки проектов - грант и вхождение в уставный капитал. На стадии НИОКР и снятия технических рисков, как правило, используется первый вариант, на последующих стадиях развития проекта - второй."

- НТИ имеет довольно разветвленную административно-управленческую структуру. Отдельно хотелось бы остановиться на таком механизме, как рабочие группы. Какие задачи они решают?

"Функции "рыночных" рабочих групп НТИ описаны в упомянутом выше постановлении Правительства России № 317. Они разнообразны. С одной стороны, группы занимаются разработкой "дорожных карт" по "своим" направлениям НТИ, которые затем согласовываются заинтересованными организациями и ФОИВ и утверждаются правительственной комиссией. С другой стороны, реализация "дорожных карт" предполагает многостадийный отбор проектов, впоследствии - содействие в управлении этими проектов, поддержку компаний и выявление технологических барьеров. Именно рабочие группы НТИ следят за выполнением "дорожных карт" в целом, оказывают на этот процесс управляющие воздействия.

В каждом направлении НТИ рядом с "рыночной" РГ действует "законодательная" рабочая группа, которая помогает выявлять и устранять нормативные барьеры, мешающие бизнесу. Законодательные группы созданы и работают на основании постановления Правительства России от 29 сентября 2017 года № 1184 и собственных "дорожных карт". Каждая законодательная "дорожная карта" утверждается отдельным распоряжением правительства. Таким образом, в любом направлении НТИ ("Автонет", "Аэронет", "Маринет", "Нейронет" и т. д.) есть две рабочие группы и две "дорожные карты", одна - по рынку, другая - по развитию нормативной базы."

- Как известно, НТИ приходится быть посредником между разными бизнесами, ведомствами, организациями. Как осуществляется эта деятельность?

"Работа с профильным сообществом, которое очень разнообразно, ориентирована на компании, вузы, традиционную промышленность, профессиональные объединения, а также государственных заказчиков. Мы в "Аэронете", например, осуществляем активную коммуникацию с профильными ФОИВ - Минпромторгом России, Минтрансом России, Роскосмосом, а также - с Минэкономразвития России, в ведении которого находятся геопространственные данные и регулирование работ с ними. Между ведомствами порой нелегко навести мосты и согласовать интересы, но мы стараемся это делать, так как видим глобальную цель - создать новые рынки высоких технологий и, тем самым, вывести страну на новую ступень развития."

- Сегодня в мире активно обсуждается тема интеграции дронов в общее воздушное пространство. Как Вы могли бы оценить это направление развития авиации?

"Тематика интеграции беспилотных воздушных судов в общее небо уже много лет стоит в повестке глобального координатора - ИКАО и других международных организаций. Сформулированы принципы такой интеграции, разрабатываются общие стандарты, призванные гармонизировать требования национальных законодательств.

Если говорить о развитии национальных законов и о практике интеграции, то здесь лидеры - Соединенные Штаты Америки. В США существует целая система государственных органов, которые координируют имплементацию БАС в экономику страны. Американцы сформулировали и быстро развивают правила и технологии UTM. Примерно по такому же пути идет объединенная Европа.

В нашей стране подобная работа находится, надо признать, в начальном состоянии. Обсуждается (пока не утверждена) государственная концепция интеграции БАС в общее воздушное пространство. На недавнем заседании Межведомственной рабочей группы НТИ утвержден проект первого этапа создания национальной системы UTM. Функциональным заказчиком системы является ФГУП "ГК по ОрВД". Исполнителем - АО "АСТРА".

С основными технологиями, казалось бы, более или менее ясно - это и различные программные платформы, и МПСН или сотовая связь, а также командные линии, которые впервые предлагается использовать в гражданской авиации - С2 и С3. Однако пока подготовить полностью готовую концепцию не получается, и, думаю, здесь проблема кроется не столько в нехватке кадров, сколько в противоречиях между основными игроками. При этом стоит отметить, что у государства в лице Минтранса России имеется огромная заинтересованность в том, чтобы максимально быстро и качественно внедрить эти технологии, дать беспилотной авиации и авиации общего назначения возможность развиваться и вносить свой вклад в экономику."

- Много копий сломано и на теме такой технологии, как линия передачи данных. Есть 1090ES, которая используется в десятках стран мира. Также имеется шведская разработка VDL-4, которая так и не стала мировым стандартом. Казалось бы, все понятно, и тем не менее, продолжаются споры. Вы считаете эту дискуссию целесообразной?

"Полагаю, эти споры порой выходят за рамки приличия. Жаль потенциал и ресурсы компаний, которые ведут, как мне кажется, бесполезную дискуссию, повторяясь и не стараясь прийти к поиску новых прорывных решений. Эти усилия можно было бы направить на развитие отрасли. По поводу каналов связи скажу так: есть признанный миром стандарт, и мы должны выстраивать свои решения на его основе. Что касается VDL-4, то, думаю, у этой технологии есть неплохие перспективы в нишевых применениях, к примеру, в поисково-спасительных операциях."

- Еще одна актуальная тема - аэротакси. Об этом много говорят, разные компании заявляют о своих проектах, но пока сложно понять, к чему мы движемся. Недавно, кстати, в СМИ появилась информация, что в НТИ будет организовано объединение авиакомпаний в консорциум, на базе которого и будет создаваться в РФ аэротакси. Сергей Александрович, когда же мы взлетим?

"Весной этого года наши эксперты насчитали 117 проектов в мире по аэротакси. Это внушительная цифра сама по себе, она говорит о мировом тренде. У нас наиболее продвинутым проектом сегодня можно считать попытку компании В Р Технологии и "Яндекса" запустить сервис на базе БВС вертолетного типа VRT500. Рассматриваются также предложения по перевозке грузов на других аппаратах вертикального взлета/посадки. Рабочая группа "Аэронет" активно прорабатывает рынок с точки зрения технологий и сервисов, мы все больше склоняемся к варианту создания консорциума. В него могут войти несколько компаний, в совокупности владеющих комплексом необходимых технологий. Нам важно понимать несколько моментов. Организация бизнеса в этой сфере требует единых правил и соответствующей инфраструктуры, которые обеспечат бесшовные транспортные потоки. При этом, аэротакси должно быть ненамного дороже традиционного такси - в пределах 20% роста стоимости. Скорее всего, испытательным полигоном для первых полетов станет Подмосковье, затем уже можно говорить о испытаниях в условиях мегаполиса. Думаю, к 2025 году мы можем получить тестовые пассажирские линии с аэротакси на основе отечественных разработок."

- Вы затронули важную тему - устранение существующих барьеров в сфере законодательства. Сегодня этой проблеме уделяется большое внимание. Что делается в этой части в рамках НТИ?

"Мы работаем на основе законодательной "дорожной карты", утвержденной распоряжением Правительством России от 3 апреля 2018 года № 576-р. В рамках этого документа предусмотрена реализация 33 мероприятий, в сумме предполагающих разработку или внесение изменений в 50 нормативных актов. Это очень объемная работа. Сейчас в рамках "дорожной карты" наши усилия направлены, прежде всего, на создание системы сертификации БАС, разработчиков и эксплуатантов, уточнение правил использования воздушного пространства, либерализацию законодательства в части открытой съемки территорий. Нам приходится много дискутировать с силовыми структурами, у которых свои цели и задачи, связанные с вопросами безопасности. Но уверен, со временем мы придем к единому видению баланса интересов бизнеса и государства."

Сергей Александрович Жуков - российский политический и общественный деятель, космонавт-испытатель, предприниматель. Кандидат технических наук, действительный член Российской академии космонавтики имени Циолковского. С 1990 года - президент Московского космического клуба, с 2015 года - лидер (соруководитель) рабочей группы НТИ "Аэронет", руководитель рабочей группы "Аэронет" по законодательству, член Союза писателей России. Сергей Жуков - автор книги "Стать космонавтом! Субъективная история с обратной связью", двух сборников стихов, научных и публицистических статей.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 8 октября 2019 года | Дайджест публикаций за 8 октября 2019 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Sky review». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости