О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Небесные дела: тяжелые беспилотники приравняют к обычным самолетам

Тяжелые военные беспилотники "Альтиус" и "Охотник" будут включены в реестр государственной авиации, получат уникальные номера и бортовые опознавательные знаки, а их операторов приравняют к командирам экипажей

Тяжелые военные беспилотники "Альтиус" и "Охотник" будут включены в реестр государственной авиации, получат уникальные номера и бортовые опознавательные знаки, а их операторов приравняют к командирам экипажей. После регистрации аппараты, габариты которых приближаются к размерам небольших пассажирских лайнеров, станут полноправными участниками воздушного движения. Они смогут передвигаться по общим воздушным маршрутам, в том числе международным.

Это будет номер

Беспилотники массой свыше 10 т получат прописку в реестре государственной авиации. Соответствующие поправки разработали в Минобороны, сообщили "Известиям" в военном ведомстве. Изменения внесут в Федеральные авиационные правила госрегистрации государственных воздушных судов, утвержденные приказом министра в 2002 году. В действующей редакции документа говорится, что БПЛА подлежат лишь номерному учету. После внесения изменений в правилах будет другая формулировка: "государственной регистрации подлежат все государственные воздушные суда, беспилотные воздушные суда отечественного или иностранного производства, предназначенные для выполнения полетов".

Речь идет в первую очередь о тяжелых беспилотниках, уточнили источники "Известий" в Минобороны. К ним относят самый габаритный аппарат "Альтиус" сверхдальнего радиуса действия и самый тяжелый российский БПЛА "Охотник". У "Альтиуса" размах крыла 28,5 м, длина 11,6 м, взлетный вес приближается к 7 т. 20-тонный "Охотник" имеет длину 19 м и размах крыла 14 м. Для сравнения: ближнемагистральный пассажирский лайнер Як-40 весит 14 т, его длина 20 м, размах крыла 25 м. У легкого турбовинтового Ан-24 длина 23 м, размах крыла 29 м, масса около 13,5 т.

Все воздушные суда, включенные в реестр государственной авиации, получают учетные опознавательные знаки, которые наносят на крылья и фюзеляж. Такой знак состоит из международного позывного сигнала RF, выделенного России Международным союзом электросвязи и определяющего принадлежность воздушного судна к российскому государству, а также регистрационного номера. Номер летательному аппарату присваивает Главный штаб ВКС.

По общим коридорам

"Прописка" тяжелых беспилотников в реестре государственной авиации даст возможность перемещать их по общим воздушным коридорам, в том числе международным. Незарегистрированное воздушное судно без бортовых опознавательных знаков не пустит в свое воздушное пространство ни одна страна, вне зависимости от наличия или отсутствия пилота на борту. В свое время по этой причине возникли трудности с переправкой опытных образцов истребителя пятого поколения Су-57 для обкатки в боевых условиях в Сирии, рассказывают источники "Известий". Страны, через которые пролегал маршрут истребителей, просто отказались пропускать через свои территории незарегистрированные машины. В итоге военным пришлось экстренно вносить эти самолеты в реестр и присваивать им регистрационные номера.

Когда в реестр внесут беспилотники, они смогут своим ходом летать за границу по договоренности российского командования с зарубежными властями.

- У американских тяжелых беспилотников есть даже гражданский стандартный ответчик для полетов в международном воздушном пространстве, - рассказал "Известиям" военный эксперт Антон Лавров. - То есть они видны на всех гражданских радарах. Диспетчеры фиксируют, где и как летит аппарат. Так же будет организовано движение беспилотников и у нас после того, как их начнут регистрировать. Тот же "Охотник" - по сути, полноценный реактивный самолет. Он может летать и на гражданских эшелонах.

Законодательные изменения необходимы для того, чтобы крупные беспилотники системно и организованно влились в общие потоки авиации, отметил экс-замминистра гражданской авиации Олег Смирнов.

- Никаких преимуществ такой аппарат иметь не будет, - сказал эксперт. - Он обязан соблюдать все правила, как это делают гражданские воздушные суда. Оператор должен идеально знать порядок организации летной работы в воздушном пространстве. Не хуже командира корабля. И иметь постоянную связь с диспетчером управления воздушным движением.

Все летательные аппараты - пилотируемые и беспилотные - должны летать по своим маршрутам в определенных секторах и об их полетах надо заявлять, добавил Олег Смирнов. Служба управления воздушным движением должна знать, что сейчас у них на экране радиолокатора появится летательный аппарат и они начнут контролировать его полет, чтобы он не пересекся с курсом пассажирского судна.

Справка "Известий"

Стелс-беспилотник "Охотник" - новая разработка российского авиапрома, которая сейчас проходит стадию испытаний.

Считается одним из самых мощных в мире ударных БПЛА. Размеры аппарата позволяют не только вести разведку, но и навесить на него довольно мощные системы вооружения, в том числе крылатые ракеты и управляемые бомбы.

"Альтиус" - самый крупный БПЛА российской разработки. Его первый полет состоялся в конце августа. Беспилотник может патрулировать район в течение 48 часов на высоте до 12 тыс. м с крейсерской скоростью 150-250 км/ч. Радиус его действия составляет около 10 тыс. км....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка