О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Кадровый голод гражданской авиации. Почему в летных училищах перестают летать

Все больше авиакатастроф последнего времени вскрывают вину так называемого человеческого фактора. Свалить проблему на людей в каком-то смысле проще, тем более, есть случаи, когда и автопилот "ошибается"

Все больше авиакатастроф последнего времени вскрывают вину так называемого человеческого фактора. Свалить проблему на людей в каком-то смысле проще, тем более, есть случаи, когда и автопилот "ошибается". Но, если прикоснуться к системе подготовки летчиков, то все становится на свои места. Как готовят тех, от кого в будущем зависит наша жизнь, выяснял "ФедералПресс".

Кадры готовить некому

Об истинной ситуации в учебных заведениях, где готовят кадры для гражданской авиации, мало кто решится рассказать открыто. Источник "ФедералПресс" в одном из летных училищ лишь на условиях анонимности рассказал нашему агентству, что на самом деле происходит в казармах, и почему будущие летчики не умеют летать. "Ни министерство образования, ни Росавиация не справляются в полной мере со своими обязанностями, - сетует собеседник. - Да вам любой это расскажет, в любом летном колледже. Где-то лучше, где-то хуже, но везде одинаково. У нас крысы по территории бегают, а в душе мы в буквальном смысле по старым трубам ходим. Уже и президенту писали".

Ни в коем случае никто не говорит о слабости преподавательского состава: старые учителя из числа бывших пилотов - они дело знают. Но студенты не могут налетать положенных часов, потому что им летать, по сути, не на чем. Это теоретики, но не практики.

"При нормальном положении дел, и нас так учили, должно быть на десять учеников один учебный борт. А у нас один учебный борт приходится на сорок человек на одном курсе. И хорошо, если все успевают налетать", - говорит курсант.

Другая проблема - на зарплате инструкторов просто экономят. Это, конечно, не новость: на зарплатах и в других сферах нередко пытаются сэкономить, но допустимо ли это делать, когда речь идет о жизни людей. Не исключено, что к этому в итоге все и придет, если обучать будущих летчиков станут неквалифицированные преподаватели.

"Для медицины закупают вертолеты Ми-8/17 и "Ансаты", их под торжественные аплодисменты вручат МЧС и "скорой", а летать, может, будет некому", - говорит курсант.

Сегодня в летных училищах не хватает тех самых "Ансатов", современных самолетов, мало учебных "летающих парт".

Летать не учат

В России свыше 14 тысяч пилотов гражданской авиации. Их средний возраст - около пятидесяти лет, то есть это люди, которые прошли подготовку, в основном, в советское время. Еще лет десять - пока эти пилоты за штурвалами самолетов - можно не бояться летать. А дальше? С наивными мыслями о том, что можно в будущем обойтись дронами и автопилотом, пожалуй, далеко не уйдешь.

C вертолетным составом - примерно та же картина. Лет через пять профессию может покинуть около трети летного состава, говорят эксперты.

В распоряжении редакции оказалось обращение к президенту России от курсанта Омского летно-технического колледжа гражданской авиации им. А.В.Ляпидевского Ивана Денисова (имя изменено). Это многопрофильное среднее профессиональное образовательное учреждение в России. Здесь готовят по четырем авиационным специальностям. Всего подготовлено свыше 30 тысяч таких специалистов.

О плачевной ситуации в этом учреждении курсант рассказывал еще в марте. Но с тех пор ситуация не сдвинулась. По словам Денисова, выпуск 2019 года "не отлетал ни одного часа".

"Срок освоения специальности - 2 года 10 месяцев. При успешном освоении теории и летной практики, защиты квалификационной работы курсант выпускается с дипломом и свидетельством коммерческого пилота вертолета. Каждый курсант должен пройти в совокупности 90 часов летной практики. В филиале для первоначального обучения находятся пять вертолетов, два из них были на плановом ремонте, один - в поврежденном состоянии. Таким образом, по состоянию на 24 сентября 2019 года только два вертолета из пяти могли выполнять учебные полеты", - рассказывает Иван Денисов.

Каждый из курсантов "должен пройти 40 часов практики на вертолете Ми-8Т". По словам Денисова, "это выпускной вертолет, и именно он будет вписан в свидетельство коммерческого пилота". Однако из семи таких вертолетов, которые есть в учебном заведении, ежедневно летают только три.

Есть проблема и с летно-инструкторским составом. По штату должно быть 14 пилотов-инструкторов, но по факту их всего пять. И летают они не по 80, а по 400 часов в месяц за относительно небольшие деньги.

Курсанты считают, что нарушено их право на образование, но говорить об этом в открытую не хотят - в училище "жалобщиков" не любят. Ситуацию пытается поправить одна из авиакомпаний, которая направляет инструкторов в помощь курсантам.

Как говорят эксперты, в других филиалах Ульяновского института гражданской авиации дела обстоят лучше, но в целом ситуацию в отрасли надо, конечно, менять.

В Сасовском летном училище часто возникают "сложности с запчастями, которые закупаются по тендерам". В результате, рассказывает источник "ФедералПресс", близкий к учебному заведению, курсанты могут неделями не эксплуатировать самолет - пока всю цепочку заявок не оформят.

Денежный вопрос

Заместитель председателя Курской областной Думы Владимир Иванов, который почти десять лет возглавлял Рыльское авиатехучилище гражданской авиации (ныне - авиационный колледж), говорит, что в свое время в системе подготовки специалистов гражданской авиации была допущена серьезная ошибка. Решив объединить летные училища с вузами, власти преследовали благую цель - дать возможность курсантам училищ слушать лекции институтских профессоров, а институтам - пользоваться материально-технической базой средне-специальных учебных заведений, которая раньше "была на высоком уровне".

"В Советском Союзе летные училища были костяком. Их было 27, а осталось не больше полутора десятков, причем в качестве филиалов. Хотя здесь находится основной контингент учащихся и основная база преподавателей. Нужно вернуть прямое финансирование средних специальных учебных заведений, которого хватит на обновление материальной базы и повышения зарплаты инструкторам и преподавателям. Только так можно улучшить ситуацию", - говорит эксперт....
Авторские права на данный материал принадлежат «Fedpress.ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка