Опубликовано: 24.10.2019, 11:16
 

100-летие ЦАГИ в истории: сверхзвуковая аэродинамическая труба Т-109


[image]

С 1 по 10 октября 1953 года состоялись первые пробные пуски большой сверхзвуковой аэродинамической трубы периодического действия Т-109. Установка и ее корпус были сооружены в сжатые сроки - за три года. Ввод Т-109 в работу обеспечил прорыв в развитии отечественной сверхзвуковой авиации и ракетостроения на многие годы вперед.

Необходимость создания такой установки была продиктована самим временем: шло активное развитие сверхзвуковой авиации и прорывное ракетостроение. У истоков ее создания стояли академик С.А. Христианович, О.В. Лыжин, С.А. Аристархов, В.Г. Книвель и многие другие известные специалисты ЦАГИ. Благодаря своим уникальным параметрам аэродинамическая труба (АДТ) Т-109 и сегодня является стратегическим объектом национальной технологической базы России. В ней можно проводить все известные виды аэродинамических испытаний. Без данной установки невозможно создание новых образцов сверхзвуковой ракетной и авиационной техники в Российской Федерации.

За время своего существования аэродинамическая труба Т-109 постоянно совершенствовалась и развивалась. Первые десять лет шел этап наладки режимов работы установки, создания базовых методик проведения испытаний. Второй этап жизни АДТ связан с внедрением новейших на тот момент измерительных технологий, в том числе первых в ЦАГИ тензометрических весов. Здесь же была разработана вся методика тензометрического весового эксперимента. С середины 1970-х гг. по 1989 г. шла коренная модернизация основного технологического оборудования и автоматизация эксперимента в трубе. В результате этой модернизации в Т-109 было создано и отлажено регулируемое сопло, что позволило непрерывно изменять число М от 0.4 до 4.0. А также - проведен ряд других не менее важных работ. На следующем этапе, продлившемся до 2007 г., в практику аэродинамического эксперимента в сверхзвуковой трубе внедрялись новые измерительные, информационные и цифровые технологии. Завершилась полная автоматизация эксперимента. А также был введен в работу измерительно-вычислительный и управляющий комплекс нового поколения. Все это позволило практически полностью автоматизировать эксперимент в Т-109, значительно повысить экономическую эффективность установки и получить новое качество измерений.

Современный этап развития большой сверхзвуковой аэродинамической трубы связан с модернизацией ее основных технологических элементов, выработавших свой ресурс. В настоящее время успешно завершены работы по реконструкции регулируемого сопла и механизма изменения углов атаки и скольжения. Выполнение всех запланированных работ по реконструкции Т-109 позволит обеспечить проведение высокотехнологичных экспериментальных исследований современных летательных аппаратов в этой трубе на многие годы вперед.

Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского") основан 1 декабря 1918 года. Сегодня ЦАГИ - крупнейший государственный научный центр авиационной и ракетно-космической отрасли Российской Федерации, где успешно решаются сложнейшие задачи фундаментального и прикладного характера в областях аэро- и гидродинамики, аэроакустики, динамики полета и прочности конструкций летательных аппаратов, а также промышленной аэродинамики. Институт обладает уникальной экспериментальной базой, отвечающей самым высоким международным требованиям. ЦАГИ осуществляет государственную экспертизу всех летательных аппаратов, разрабатываемых в российских КБ, и дает окончательное заключение о возможности и безопасности первого полета. ЦАГИ принимает участие в формировании государственных программ развития авиационной техники, а также в создании норм летной годности и регламентирующих государственных документов.

Национальный исследовательский центр "Институт им. Н.Е. Жуковского" создан в соответствии с Федеральным законом № 326-ФЗ от 4 ноября 2014 года для организации и выполнения научно-исследовательских работ, разработки новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, ускоренного внедрения в производство научных разработок и использования научных достижений в интересах отечественной экономики. В состав центра входят Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ), Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ), Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем (ГосНИИАС), Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С.А. Чаплыгина (СибНИА) и Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем (ГкНИПАС).

 
Другие пресс-релизы «ЦАГИ» | Все пресс-релизы
Дайджест прессы за 24 октября 2019 года | Дайджест публикаций за 24 октября 2019 года
Авторские права на данный материал принадлежат компании «ЦАГИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (в процессе тестирования)