О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Суровая НИТКА палубной подготовки авиаторов

Наземный испытательный тренировочный комплекс авиационный (НИТКА), расположенный на аэродроме Саки, позволяет отрабатывать технику горизонтального взлета и посадки самолетов на палубу авианесущего корабля

Летчики морской авиации Северного флота совершенствуются в выполнении самого сложного элемента летной подготовки на тренажере в Крыму. Наземный испытательный тренировочный комплекс авиационный (НИТКА), расположенный на аэродроме Саки, позволяет отрабатывать технику горизонтального взлета и посадки самолетов на палубу авианесущего корабля. От того, насколько успешно будут пройдены этапы тренировки на НИТКА, зависит, допустят ли летчика в дальнейшем к выполнению полетов на корабль. Решение о создании наземного комплекса, который позволил бы провести апробацию катапультных и трамплинных схем взлета-посадки самолетов на корабль для дальнейшего строительства авианосцев, тестирование корабельного авиатехнического оборудования, а также испытания конструктивных особенностей самолетов палубной авиации, было принято в 1979 году. Уже через четыре года первые самолеты начали проверять аэрофинишеры комплекса. "Этот уникальный объект был построен в короткие сроки, и на нем было установлено множество различного оборудования с первыми заводскими номерами", - вспоминает один из ветеранов НИТКА, бывший заместитель командира по вооружению, а ныне техник комплекса Владислав Журава. К примеру, тормозные машины, за тросы которых цепляется крюком-гаком садящийся на палубу самолет, носят заводские номера с первого по четвертый. Посадочный блок комплекса представляет собой металлическую палубу, установленную вровень с бетонным покрытием аэродрома. Размеры площадки, установленные системы посадки, управления полетами и безопасности соответствуют корабельным, для того чтобы максимально приблизить условия тренировок к морской реальности. Прежде даже команда, обеспечивающая работу комплекса, имела штатную корабельную структуру. Под мощным стальным покрытием посадочной палубы скрыты многочисленные механизмы и оборудование, по сути это блок корпуса корабля, уложенный в бетонной чаше основания. Опытные техники на звук могут контролировать работу механизмов комплекса, оценивать их состояние. Просто проверить индикаторы работы тормозных машин специалисты комплекса считают недостаточным. "Когда трос аэрофинишера после зацепа возвращается обратно, есть около 20 секунд, когда техники внимательно вслушиваются в работу кинематики и могут по звучанию обнаружить возможную неисправность", - рассказывает Владислав Журава. Для многих летчиков отдельного корабельного истребительного авиаполка морской авиации Северного флота тренировки на НИТКА привычны. Летный состав полка регулярно бывает в Крыму, где молодые пилоты части начинают постигать специфику корабельных полетов, а опытные закрепляют навыки посадки на авианосец. По плану летных занятий последовательно отрабатываются три упражнения: проход над палубой, касание шасси ее поверхности и зацеп. Истребители МиГ-29К поколения "4++" последних модификаций в темной "морской" окраске раз за разом заходят на короткую металлическую "палубу" тренажера. Сейчас по плану летных занятий последовательно отрабатываются три упражнения: проход над палубой, касание шасси ее поверхности и зацеп, то есть полностью завершенная посадка. "Часть летного состава этот вид подготовки осваивает впервые, при этом обязательно проводится детальный анализ всех элементов упражнения, и только после того как летчик добивается четкого их выполнения на хорошую оценку, он переходит к следующему этапу", - рассказывает руководящий подготовкой командир авиационного полка полковник Владимир Кокурин. На счету Кокурина более 100 выполненных посадок на летную палубу тяжелого авианесущего крейсера. По оценке командира полка, данный вид подготовки сложен и небезопасен, так как самолет приземляется на палубу и корабля, и тренажера на скорости около 250 км/ч и после зацепа на 90-метровой дистанции гасит скорость до нуля. Все это происходит скоротечно и требует от летчика определенных манипуляций как до посадки, так и во время и после нее. При этом человек испытывает перегрузки от трех до пяти единиц. Несмотря на жесткий предварительный психологический отбор и строгую оценку персональных летных качеств, не каждый в состоянии освоить данный вид подготовки и стать в итоге настоящим летчиком-палубником. Упражнения на НИТКА помогают определить непосредственно, кто способен выполнять полеты на корабль, а кому, увы, это не дано. "Максимум допустимых отклонений при выполнении каждого из трех этапов по факту очень небольшой, это требует от летчика предельного внимания, безукоризненной точности техники пилотирования", - поясняет один из тренирующихся майор Иван Касьянов. При этом, даже если у летчика на тренажере все получалось прекрасно, еще не факт, что он сумеет справиться с психологической нагрузкой при посадке на настоящую корабельную палубу в море. Все же условия слишком отличны, палуба НИТКА находится на земле, и упражнения на ней подсознательно воспринимаются как посадка на обычную полосу, которая просто дополнительно требует повышенной точности и хорошей техники пилотирования. А ведь при заходе на корабль, для летчика он выглядит сверху меньше, чем спичечный коробок, и именно на него следует посадить многотонную машину без вариантов уйти на другой аэродром. "Это тонкая, аккуратная работа, которая требует предельного внимания. Все выполняется плавно, никаких резких движений", - описывает упражнения первого этапа майор Артем Ломалов. Для него это первая командировка на НИТКА, и он откровенно признается, что работать по плану тренировок действительно сложно. Тем не менее летчик, как и остальные его товарищи, успешно выполняет тренировочные задачи. "Главное - летать, а для этого надо уметь садиться", - констатирует он с улыбкой. Всего более полутора десятков летчиков прибыли из Североморска в Саки для совершенствования навыков посадки на авианосец. Перелет в Крым совершили три самолета МиГ-29, а также две "спарки" МиГ-29КУБ. Планируется, что после реализации тренировочной программы эту группу летчиков на НИТКА сменят их коллеги из другого авиаполка на истребителях Су-33....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка