О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

В небо стартуют с земли

В истребительном авиационном полку Балтийского флота, где начальником инженерной авиационной службы подполковник Владимир Дисс, поддержание в исправном состоянии машин, на которых летный состав выполняет программы подготовки, - задача самая

…На военном аэродроме кипит работа. Очередной Су-27 готовится выполнить задачи по плану боевой учебы. В истребительном авиационном полку Балтийского флота, где начальником инженерной авиационной службы подполковник Владимир Дисс, поддержание в исправном состоянии машин, на которых летный состав выполняет программы подготовки, - задача, как водится, самая приоритетная. Сейчас, перед началом очередной летной смены, работы выполняются непосредственно на авиационной технике. Проверяется исправность систем и оборудования, организуются все этапы предполетной подготовки. Уже во время смены будут проведены работы перед повторным вылетом, а сразу после нее выполнено послеполетное обслуживание. Таков устоявшийся в течение многих лет порядок. Случись на машине какой-то отказ в небе, к ней - внимание повышенное. Например, если летчик высказал замечания по связи: не настроен канал, проходят шумы. Все это устраняется оперативно, хотя бы при этом пришлось поменять и целые блоки. Ведь пилот всегда должен быть на связи - поддерживать контакт с руководителем полетов, запрашивать погоду и прочие параметры. Иначе нельзя. Владимир Дисс на своей нынешней должности с декабря 2018 года. С самого момента создания этого истребительного авиаполка. Начинал же службу в 2001-м, после окончания Иркутского высшего военного авиационного училища. Тогда молодой офицер был назначен техником самолета. Спустя шесть лет стал начальником расчета эскадрильи, а в 2010-м получил назначение на должность заместителя начальника ИАС. - У меня на контроле эскадрильи Су-27, а также ТЭЧ полка, выполняющая регламентные работы, - рассказывает Владимир Константинович. - На каждый самолет распределено не менее десяти инженеров авиационного комплекса. Воздушное судно обслуживают инженеры разных групп, в том числе электронной автоматики, прицельно-навигационного комплекса, авиационного вооружения. Примерно половина персонала представлена офицерами, остальные - прапорщики и сержанты. Отметим, что в состав части входит и подразделение беспилотных летательных аппаратов. Их также обслуживает личный состав инженерно-авиационной службы. Опыт, как говорится, сын ошибок трудных. За годы своей службы и практической работы Владимир Дисс составил определенный перечень ситуаций, в которых может понадобиться экстренная помощь технического персонала. Среди наиболее частых инцидентов - попадание посторонних предметов в двигатель. Речь о птицах. Как следствие, техникам иной раз приходилось мобилизовывать все усилия, чтобы устранить возникшие неполадки. И всякий раз самолет возвращался в строй только после детального обслуживания и окончательного осмотра, с проверкой работы всех систем и механизмов. Недавний инцидент в Подмосковье, где именно птицы стали причиной выхода из строя двигателей гражданского авиалайнера и его срочной посадки на кукурузное поле, еще раз подтверждает, что мелочей в аэродромном хозяйстве нет и быть не может. На военном аэродроме, где базируются машины этого авиаполка, имеются установки, отпугивающие птиц. Кроме того, на полосу нередко выпускают пожарную машину: ее сигналы весьма эффективно отпугивают непрошеных пернатых гостей. Все эти "процедуры" - также забота службы подполковника Владимира Дисса. Кстати, не только птицы представляют опасность для летательных аппаратов. Приносит проблемы и погода. В практике подполковника Дисса были случаи, когда в самолет попадали молнии. После таких инцидентов техники обязаны провести ряд мероприятий по проверке оборудования. А если необходимо, то и устранить возникшие неполадки. - Я долгие годы тружусь на Су-27, - говорит Владимир Дисс. - Изучил этот самолет досконально. Но приобретать новые знания приходится все равно. Для меня не зазорно заглянуть в справочник, чтобы найти ответ на интересующий вопрос. Су-27 офицер считает лучшим в мире. Он как никто убедился в его надежности, выносливости. Конечно, когда обслуживание выполнено отлично. Мелочей, частностей в аэродромном хозяйстве нет и быть не может. - В период формирования авиаполка мы получали самолеты с других аэродромов, чтобы укомплектовать ими свои эскадрильи, - вспоминает подполковник. - Тогда в строю было всего лишь четыре инженера, которые занимались приемкой этой техники, но они точно так же выполняли необходимый объем работ. И все задачи тогда были решены в срок. Сегодня эта воинская часть укомплектована полностью. Это касается и обеспечения технического состава необходимым инвентарем и оборудованием: в инженерной авиационной службе, по свидетельству ее руководителя, есть все, что нужно для подготовки самолетов к полетам, ремонта и регламентных работ. Есть и самое главное - умение, навыки и повседневное стремление выполнять свое дело на высоком профессиональном уровне. Даже значительные объемы работ не сказались на их качестве. Кстати, трудиться инженерам зачастую приходится на открытом воздухе: дождь ли, снег, а работы выполняются. Истребительная авиация ведь у нас всепогодная… В ангарах проводят лишь регламентные работы. Здесь выполняются наиболее сложные процедуры. Например, замена двигателя или основных стоек шасси. На это уходит до нескольких дней, после чего в обязательном порядке проводится пристрастная проверка всего комплекса выполненных работ. Далее следуют контрольный осмотр и контрольный полет. Лишь пройдя эти этапы, самолет признается готовым к полноценной эксплуатации. Наверное, еще и поэтому люди в инженерной авиационной службе - на вес золота. И речь не только о мастерах, способных вылечить у крылатых машин любой "недуг". В период формирования полка было много забот, связанных с подготовкой документации. С этим отлично справились старший инженер по самолетным двигателям майор Павел Федотов, старшие инженеры капитаны Алексей Кизилов, Владимир Мальцев и Иван Хороших. Профессионально выполняют свои обязанности инженеры авиационного комплекса старший прапорщик Николай Бондаренко и прапорщик Алексей Чернега. Оба они прибыли из групп авиационного оборудования и парашютно-десантного снаряжения. В полку переобучились на инженеров, успешно сдали зачеты и приступили к выполнению своих новых обязанностей. - О кадрах надо постоянно заботиться, - убежден Владимир Дисс. - В хороших специалистах есть потребность всегда. Кстати, сегодня в инженерную авиационную службу принимают кандидатов и с "гражданки". Например, не так давно сюда на пополнение пришли выпускники Уфимского государственного авиационного технического университета. Заключили контракт, прошли аттестацию, получили воинские звания. Служат достойно. К примеру, Евгений Котов, успешно сдав зачеты, стал инженером авиационного комплекса, а сейчас уже возглавляет группу обслуживания самолетов, авиадвигателей и средств аварийного покидания воздушного судна, имеет воинское звание капитан. Недавно стали в строй выпускники упомянутого выше вуза Тагир Якупов и Айрат Хасамутдинов. Оба - лейтенанты. …Молодым офицерам, конечно, приходится набираться опыта. Но они смотрят в будущее с оптимизмом, думают о перспективах. Благодаря личному составу технической службы летчики этого авиационного полка каждый раз уверенно поднимаются в небо, успешно решают задачи по предназначению на западных рубежах нашей страны....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка