О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Лазерные хулиганы ослепляют пилотов самолетов, сообщили в Генеральной прокуратуре

Недавно в Беларуси при заходе на посадку яркий луч с земли проник в кабину пилотов, едва не ослепив их. Авиалайнер был примерно в 2.400 метрах от хулигана. На борту находились десятки пассажиров

Недавно в Беларуси при заходе на посадку яркий луч с земли проник в кабину пилотов, едва не ослепив их. Авиалайнер был примерно в 2.400 метрах от хулигана. На борту находились десятки пассажиров. Только в августе и сентябре в Минской и Гомельской воздушных зонах зафиксированы четыре попытки ослепления лазером летчиков, в том числе судов иностранных перевозчиков. В каждом из этих случаев летчики справились и благополучно посадили самолеты. Однако что движет теми, кто, пуская в ход мощные лазерные указки, может спровоцировать катастрофу? В управлении по надзору за исполнением законодательства на транспорте и в таможенных органах Генпрокуратуры о ситуации знают и предпринимают меры, чтобы ее разрешить. В управлении также преду­преждают, что в нашей стране закон расценивает такие нарушения как хулиганство либо преступление, посягающее на безопасность движения и эксплуатацию воздушного транспорта: "Большинство лазерных хулиганств последних месяцев зафиксировано в Пуховичском и Червенском районах. Ослепить с земли экипажи авиалайнеров пытались в темное время, когда самолеты заходили на посадку". По информации "Белавиа", наиболее коварно попадание луча лазера в глаза членов экипажа. Луч становится сильнейшим раздражителем и фактором потенциальной опасности, так как он переключает на себя внимание пилотов, отвлекая от приборов и объективной оценки ситуации. Мощные лазеры могут вызвать серьезные повреждения органов зрения: кратковременную слепоту, остаточные изображения, ожоги сетчатки и др. В этом году в авиакомпании "Белавиа" зафиксированы три случая ослепления с земли источниками лазерного излучения экипажей самолетов, которые находились в воздушном пространстве Беларуси. Пилоты сразу же сообщали об этом в органы управления воздушным движением, а по прибытии в аэропорт информировали инспекцию по безопасности полетов "Белавиа" об инциденте, связанном с предполагаемым лазерным облучением. Авиаторы отмечали, что наблюдали тонкий устойчивый луч очень высокой интенсивности, который после попадания на стекла кабины преломлялся и заливал неестественным светом все пространство кабины экипажа. Информацию о небезопасных событиях, в том числе о докладах пилотов о попытках ослепления лазером, собирает предприятие "Белаэронавигация". По его данным, с начала года по октябрь зарегистрировано 5 таких фактов. В 4 из них самолеты заходили на посадку и подверглись лазерным атакам на высотах 1.200 - 2.500 м. Неподалеку находились населенные пункты. Подобное давно не редкость и за границей. Хулиганские выходки известны в США, Швейцарии и Греции. Вот пример из Германии. Полиция не один день на вертолете со спецоборудованием ловила нарушителей, светивших лазером на пассажирский авиалайнер. Похожую операцию по поимке хулиганов проводили на Кипре: "шутники" полмесяца слепили воздушные суда в аэропорту "Ларнака". В 2016-м в Мехико пытались "сбить" лазером авиасудно с Папой Римским на борту. В России лазерные атаки расценивают как проявление хулиганства, терроризма. Это опасное развлечение стало фиксироваться с 2010 года, пишет "Российская газета". Первые случаи зарегистрировали в районе аэропортов "Внуково" и "Шереметьево". Позже в Ростове-на-Дону. Поначалу даже думали, что виноваты лазерные шоу в ночных кубах (в памяти был свеж случай, когда музыкальная группа попала в больницу с обожженной сетчаткой глаз из-за пущенных на концерте организаторами в зал для красоты лучей лазера), но в зоне полетов увеселительных заведений не было, только частный сектор. А в апреле прошлого года атаке подверглись сразу два пассажирских лайнера: первый заходил на посадку в аэропорт "Внуково", второй вылетал из "Домодедово" в Норильск. То есть страны серьезно оценивают угрозу. Кроме того, возрастающий риск из-за использования рядом с аэропортами лазерных устройств вынудил Международную организацию гражданской авиации (ИКАО) также подготовить руководство по лазерным излучателям в аспекте безопасности полетов. В нем содержатся информационные материалы и инструкции для разных специалистов - от пилотов до авиационных врачей. "В Беларуси попытки лазерного ослепления летного состава тоже происходят на ответственных этапах полета, когда особенно важно следить за показаниями приборов и при необходимости быстро принимать решение, - продолжают в прокуратуре. - А ведь взлет и посадка и без того сложнейшие моменты, немало крушений в мире происходило и из-за менее значительных инцидентов. Шутки с лазером - прямая угроза безопасности полетов, жизни пассажиров и членов экипажей. Поэтому недавно Генпрокуратура направила в МВД соответствующую информацию с требованием надлежащего проведения территориальными органами внутренних дел профилактических мероприятий по предупреждению таких правонарушений, принятия мер по установлению и привлечению виновных к ответственности". По указанию прокуроров разработан межведомственный механизм, который позволит милиции оперативно получать сведения о лазерных хулиганах и задерживать их на месте нарушения. О серьезности ситуации говорят и форумы летчиков. Кстати, такие лучи мешают не только авиаторам, но и машинистам поездов, автомобилистам. В 2008-м лазер впервые использовали на футболе, направив с трибун на вратаря во время пенальти. Недавно протестующие в Гонконге слепили лазерными указками полицейских… Опасность явления, констатируют специалисты, сильнее с каждым годом. Популярнее коварные "игрушки" делают их доступность и дешевизна. В Беларуси можно без проблем купить такое гражданское лазерное устройство с дальностью луча, к примеру, 5 или 12 километров. За умышленное приведение в негодность транспортного средства или путей сообщения (ст. 309 Уголовного кодекса) можно лишиться свободы (в зависимости от тяжести последствий) на срок до 15 лет. Немного статистики По данным федерального управления гражданской авиации США, если до 2005 года было известно о 1.527 фактах ослепления авиаторов, то теперь цифра увеличилась вдвое. По американским законам за такого рода проступки можно лишиться свободы. В 2007-м в штате Техас арестовали человека, который направлял луч лазера на самолеты, пролетавшие над его домом. Мужчину осудили по террористической статье, приговорив к 20 годам тюрьмы. Сегодня в США свободная продажа мощных лазерных указок запрещена. А, к примеру, в Норвегии она ограничена. В Швейцарии запрет на указки мощностью более 5 милливатт появился после 2008 года - тогда неизвестный направлял лазер на экипажи военных вертолетов. А в канадской Оттаве в 2011-м в больницу с травмой сетчатки попал пилот вертолета скорой помощи....
Авторские права на данный материал принадлежат «Беларусь сегодня». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка