О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Летающий танк" спас моего отца!": единственный в России военный Ил-2 прилетел на родной завод в Самару

Круг почета над родным предприятием - штурмовик Ил-2, который в годы войны собрали на авиационном заводе №18 в Куйбышеве, вернулся домой. Сюда на служебный аэродром он прилетел своим ходом из Новосибирска, всего лишь с одной заправкой в Саранске

Возвращение домой Круг почета над родным предприятием - штурмовик Ил-2, который в годы войны собрали на авиационном заводе №18 в Куйбышеве (теперь Самара - прим. редакции), вернулся домой. Сюда на служебный аэродром он прилетел своим ходом из Новосибирска, всего лишь с одной заправкой в Саранске. Когда-то в 41 году именно здесь эту машину обкатывали испытатели, а сегодня с земли за полетом отреставрированного Ил-2 (таких в мире всего-то два) следили юнармейцы, нынешние сотрудники завода и журналисты. В 1943 году "летающий танк", служивший в 46 штурмовом авиаполке участвовал в масштабной операции в Мурманской области. За штурвал в тот раз сел, как и обычно, пилот Алексей Скопинцев. Послушная летчику машина взмыла в небо, но вернуться из этого вылета на аэродром Илу было не суждено. Во время полета его подбили фашисты: у самолета повердилась броня, был разбит генератор, отключилось электричество. - Пилот добирался до базы, отбивался от "Мессершмита". В какой-то момент понял, что не дотянет - и посадил самолет на лед озера Кулонга. Летчика спасли, доставили на базу, но самолет затонул, - рассказывает руководитель проекта "Крылатая память Победы" Борис Осетинский. "Нас тепло приветствовали в Берлине" Алексей Скопинцев дожил до Победы, вернулся домой. И часто вспоминал о спасшем его самолете: не зря в годы войны "Ил-2" называли летающим танком, ведь для этих машин была разработана специальная броня, которая делала летчиков почти неуязвимыми. И спустя 70 лет в фонд "Крылатая память Победы" обратился сын Алексея Иван. Самолет искали два года, сначала - не на том озере. Но все же после двух лет поисков нашли и достали с глубины 20 метров. Машину удалось полностью реставрировать. - В 2017 году самолет совершил в Новосибирске первый полет в своей второй жизни. Он на 80% состоит из советских, изначальных деталей 1941 года. И мотор в нем не тот же самый, но того же времени. Даже отверстие от снаряда на корпусе мы оставили, - говорит Борис Осетинский. И вот через два года самолет, побывавший уже в Берлине, Польше и в Москве, вернулся домой, на Родину. Он сделал круг почета над аэродромом "Авиакора" - так теперь называется 18 авиационный завод, пролетел над городом. Работники завода с трепетом вслушивались в шум заводящегося мотора. А 7 ноября на Параде Памяти на полной скорости пройдет над площадью Куйбышева, точно повторяя события 1941 года. Тогда в запасной столице тоже прошел Парад - это было показательное выступление для послов, находившихся в городе. По брусчатке прошагали солдаты, прошли танки, над площадью пролетели самолеты - и все они сразу отправлялись на фронт. Как гласит история, именно тогда японский посол отправил телеграмму в свою страну: мол, СССР готов к войне, не торопитесь вступать в бой. - Самолет отлично себя ведет, испытания прошли без проблем. Конечно, это было волнительно летать здесь, в Самаре - в бывшем Куйбышеве. Я хочу сказать, что нас везде встречали хорошо, в Берлине очень тепло приветствовали. Но здесь особая атмосфера. Даже машине приятно вернуться домой! - поделился своими впечатлениями летчик-испытатель Владимир Барсук, который и поднял самолет в воздух в этот день. Когда его спрашивают об эмоциях, он только улыбается. И в самом деле, как описать, что чувствуешь, взлетая вверх будто на машине времени? Все окружающие с замиранием сердца ждали - получится или нет. А вот сам пилот, казалось, был точно уверен, что машина не подведет. "Эта машина спасла сотни людей" На выписывающий фигуры в небе самолет с замиранием сердца смотрела и Евгения Скопинцева, дочь того самого пилота. Об этой минуте она мечтала несколько лет: - Я хотела приехать сюда и сказать спасибо тем работникам, ветеранам, которые собирали этот самолет. Он спас жизнь моего отца, и еще сотен, тысяч людей в годы войны. И мне наконец-то представилась такая возможность. Спасибо всем, глубокий поклон, - поделилась эмоциями Евгения и отметила, что намерена отправиться на Парад Памяти. Всего в мире два летающих Ил-2 времен Великой Отечественной войны. Один из них сейчас в Америке, и он старше, у него меньше изначальных деталей. - Наш самолет оригинальный, немного отремонтированный можно сказать. Это самолет без стрелки еще, у него есть ряд особенностей пилотирования для пилота. Все орудия того времени остались. Лететь за его штурвалом - это настоящее возвращение в прошлое, - отмечает Владимир Барсук. В этом году самолет поднимется в воздух на Параде Памяти в Самаре, а затем отправится в Москву. Там его ждут проверки и техобслуживание. В следующий раз он увидит небо на Параде Победы, возможно, пролетит над Красной Площадью в Москве. Справка "КП" Штурмовик Ил-2, который "свои" называли "летающий танк", а враги "черная смерть",производился в Воронеже, Куйбышеве и в Москве. Большая часть (более 35 тыс.) самолетов Ил-2 были изготовлены именно в запасной столице СССР. В 1941 году Сталин прислал в Куйбышев телеграмму: - Вы выпускаете по одному Ил-2 в день. Это насмешка над страной, над Красной Армией. Самолеты Ил-2 нужны для Красной Армии как воздух, как хлеб. Увеличивайте выпуск самолетов Ил-2 в два, в три, в пять раз… Увеличить выпуск "оружия победы" он требовал с директора завода Шенкмана. И предприятие с задачей справилось. Ну а "летающие танки" до последнего служили советским солдатам и защищали их жизни....
Авторские права на данный материал принадлежат «Комсомольская Правда в Самаре». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка