О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Аэропортам нужна земля

Два крупных аэропорта России - Шереметьево (Москва) и Пашковский (Краснодар) находятся в самом разгаре процессов по выделению земель под развитие

Два крупных аэропорта России - Шереметьево (Москва) и Пашковский (Краснодар) находятся в самом разгаре процессов по выделению земель под развитие. Но если в Шереметьево выкуп земли осуществляет государство, то в Краснодаре эта миссия легла на инвестора - аэропорт. В обоих случаях воздушные гавани столкнулись с проблемами и завышенными ожиданиями и требованиями владельцев земли. "НГ" попыталась разобраться в конфликтах.

Требуются юристы

Международный аэропорт Шереметьево только начал процесс по организации выкупа земель. Компания в конце октября объявила конкурс на предоставление юридических услуг по сопровождению выкупа и расселения 121 земельного участка вблизи недавно построенной третьей взлетно-посадочной полосы (ВПП-3). Согласно материалам закупки, речь идет о землях на территории деревень Перепечино и Дубровки (Солнечногорский район Московской области). Подрядчик должен будет вести сопровождение сделок с собственниками о выкупе участков, мероприятий по сносу объектов недвижимости, соглашений о возмещении ущерба. Основная цель работ - "освобождение санитарно-защитной зоны аэропорта Шереметьево от жилой застройки".

Вопросы санитарно-защитных зон или приаэродромных территории (ПАД) стоит на повестке аэропортов, региональных властей и регуляторов уже давно. Еще в сентябре, по информации "Коммерсанта" (19.09.19), руководитель управления Роспотребнадзора по Московской области Ольга Микаилова попросила первого вице-губернатора Московской области Ильдара Габдрахманова "оказать содействие" по скорейшему переселению почти 500 жителей деревень Дубровки и Перепечино, которые располагаются в санитарно-защитной зоне (СЗЗ) аэропорта.

При этом аэропорт Шереметьево не потратится на расселение, а выгоды будет получать от коммерческой деятельности в полном объеме. Согласно позиции аэропорта, на расселение жителей и снос домов выделены бюджетные средства согласно постановлению правительства №1205 от 5 октября 2018 года. "Оператором субсидий назначено ФГУП АГА(А), которое должно снести здания и сооружения, благоустроить территорию и возместить убытки собственникам недвижимости, расположенной на попавших в СЗЗ участках", - разъяснили в Шереметьево "Коммерсанту".

Требуются деньги

В Краснодаре, наоборот, ситуация по земле в самом разгаре. Там уже вовсю идут судебные процессы по отдельным земельным участкам, которые выделены Росавиацией под строительство нового аэропортового комплекса с взлетными полосами, рулежными дорожками и терминалом размером в 70 тыс. кв. метров, а также прилегающими инфраструктурами объектами. На днях состоялось очередное заседание по одному из типичных дел, где пайщики пытались выторговать у аэропорта цену за свой участок, в 5-10 раз превышающую предложенную стоимость.

Ключевой проблемой для аэропорта Краснодар, который не тратит ни копейки бюджетных средств, а использует только собственные средства на строительство, является не сам факт изъятия земли, а стоимость отдельных участков. Всего под строительство аэропорта выделено государством почти 370 гектар сельскохозяйственной земли, на которой ЗАО "Плодовод" выращивает яблоки и продает в магазины и переработчикам Кубани.

Тут очень важно отметить экологический аспект. Цикл "взлет-посадка" в периметре аэропортовых комплексов включает два предельных режима двигателя - малый газ и взлетный режим. Первый из этих режимов дает основную часть эмиссии углеводородов и оксида углерода. Эмиссия оксидов азота максимальна на режимах взлета и набора высоты. Таким образом, уровень производимого авиадвигателями загрязнения в районе аэропорта достаточно высок. Еще один фактор, влияющий на окружающую среду - это сажа в форме мелкодисперсной пыли. Остается только догадываться, что и сколько оседало долгие годы на продукции местных садоводов и в каком виде это попадало на столы россиян.

Но ситуация меняется. Россия приняла Парижскую климатическую конвенцию 21 сентября 2019 года. В течение этого года выйдет "Закон о регулировании парниковых газов". А в правительстве идет обсуждение еще одного законопроекта об установлении приаэродромных территорий (ПАТ). Документ должен разрешить многолетний конфликт между аэропортами, девелоперами и властями регионов - где и когда можно строить, выплачивать компенсации или нет.

Требуется воля

По прогнозам "НГ", аэропорту Шереметьево еще придется столкнуться с недовольством сельчан по поводу оценки их земельных участков, как это уже происходит в Краснодаре. Если на юге небольшая группа пайщиков "Плодовода" весь свой гнев обратила на аэропорт и его владельцев, в числе которых и международные инвестор и крупнейший банк страны, то в Шереметьево это более 500 человек недовольных и под ударом уже само государство в лице ФГУП АГА, Росавиации и Минтранса. Масштаб проблемы в Москве и Подмосковье в разы больше чем на юге. В таких случаях денег и юристов уже может быть недостаточно, нужна политическая и административная воля принять разумное решение. А иначе государство обвинят в "рейдерстве" и ущемлении прав и жители деревень пойдут в суды....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка