Автор: Сергей Маржецкий
Опубликовано: 11.11.2019, 15:09
 

Болеем за американцев: Почему Китай не должен заполучить "Мотор Сич"


[image]

За украинское авиастроительное предприятие "Мотор Сич" развернулась нешуточная борьба. Чтобы не дать Китаю завладеть технологиями производства мощных двигателей, США даже готовы самостоятельно купить авиапредприятие. За кого в данном вопросе болеть России, вынужденно оказавшейся аутсайдером, Пекин или Вашингтон?

Немногие страны имеют собственный авиапром, но еще меньше способны создавать мощные силовые установки для него. "Мотор Сич" - уникальное предприятие, в свое время созданное настоящей сверхдержавой, СССР. На нем производят двигатели для самолетов Як-130, Ан-70, Ан-124, Ан-140, Ан-148 и даже для гигантского Ан-225. Также запорожское предприятие славится вертолетными двигателями для Ми-8, Ми-17 и Ка-226. Кроме того, "Мотор Сич" разрабатывает и поставляет во множество стран газовое и энергетическое оборудование.

Следует отдать должное руководству завода, которое его сохранило, не развалив, и искало новые рынки сбыта. Основным партнером "Мотор Сич" традиционно была Россия, но последнее десятилетие оно активно сотрудничало и с Китаем. После событий 2014 года привычные связи с российской промышленностью оказались разорваны, и свое спасение запорожцы увидели в Поднебесной. Наша же страна была вынуждена пойти путем импортозамещения. Что теперь ждет знаменитое авиапредприятие?

Американский "Мотор"?

В начале осени две компании из КНР заключили договор о покупке контрольного пакета акций украинского завода. Для закрытия сделки необходимо получить согласие Антимонопольного комитета страны. Однако в США высказались резко против подобного поглощения. Более того, по данным The Wall Street Journal, неофициальный советник президента Трампа Эрик Принс ведет переговоры о покупке "Мотор Сич". Что будет, если американцы смогут перехватить авиапредприятие из-под носа у китайцев?

Как таковой, украинский завод им не нужен. Практически все соответствующие технологии у них имеются. Единственное, что их может реально заинтересовать - это высотные двигатели, позволяющие вертолетам маневрировать в горах. Такую способность российских винтокрылых машин, оснащенных "моторовскими" движками, американские военные оценили в Афганистане. Также предприятие может несколько десятилетий зарабатывать на обслуживании уже выпущенных авиадвигателей.

Пожалуй, это все. Основная задача для США состоит в том, чтобы не дать Китаю заполучить советские наработки в двигателестроении. Российский эксперт в области авиации Руслан Гусаров поясняет:

Китай уже купил документацию и чертежи на строительство Ан-224 "Мрия" и на Ан-124 "Руслан", но собрать их без мощного двигателя они не могут. Именно эти двигатели они могут получить у "Мотор Сич". И если они начнут производить такие самолеты - это нарушит баланс сил в регионе и у США появятся дополнительные проблемы.

Это означает, что, купив "Мотор Сич", американцы заберут себе самые интересные патенты, после чего в худшем случае полностью его закроют, отправив оборудование на металлолом. В лучшем случае - сохранят лишь некоторые рентабельные направления, "оптимизировав" остальные. По факту, это будет самый настоящий "конец легенды".

Китайский "Мотор"?

Несколько более выгодно для авиапредприятия приобретение китайцами. Правда, следует помнить, что инвесторы заинтересованы в переносе производства в КНР, поэтому "украинским" оно в конечном итоге будет только в воспоминаниях патриотов. Если посмотреть на этот процесс с точки зрения российских национальных интересов, то, несмотря на декларируемую "дружбу с Китаем", нам это не выгодно.

Разработки "Мотор Сич" позволят Пекину совершить настоящий прорыв в авиастроении, превратившись в полноценного производителя самолетов по всей производственной цепочке. Зависимость от российских технологий резко ослабнет, не исключено, что у китайцев появятся новые мысли по поводу раздельных продаж совместного широкофюзеляжного лайнера CR929, о чем мы рассказывали ранее.

Весьма скептично высказывается по этому поводу упомянутый Руслан Гусаров:

Мы можем потерять этот рынок. Но самая большая головная боль - это риск того, что Китай начнет сам делать истребители и продавать их третьим странам, тем самым демпингуя на рынке. Пусть они будут хуже по качеству, но часть российских покупателей могут уйти к ним.

Выходит, как бы парадоксально это ни выглядело, России стоит "болеть" за американцев, а не за китайцев в этом вопросе. Есть, конечно, еще вариант с "ЗНР", но это, разумеется, на правах черного юмора.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 11 ноября 2019 года | Дайджест публикаций за 11 ноября 2019 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Репортер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости