О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Улетные условия

Глобальный авиапарк сегодня насчитывает примерно 416 тысяч самолетов. И большая его часть представлена судами малой авиации. Небольшие самолеты и вертолеты используются для решения целого комплекса задач

Глобальный авиапарк сегодня насчитывает примерно 416 тысяч самолетов. И большая его часть представлена судами малой авиации. Небольшие самолеты и вертолеты используются для решения целого комплекса задач. Они летают там, где авиаперелеты являются едва ли не единственным способом добраться из одной точки в другую. Многие страны имеют многолетний опыт поддержки пассажирских и грузовых авиаперевозок небольшими воздушными судами. Государственная помощь местным авиалиниям осуществляется в Европейском союзе (ЕС), США, Австралии, Канаде. Некоторые подходы представляют несомненный интерес с точки зрения возможности применения этих практик и мер государственного регулирования этого сектора транспортных услуг. Особого внимания, как представляется, заслуживает опыт США.Здесь на 100 тысяч человек приходится 76,3 самолета малой авиации. 300 тысяч американцев имеют удостоверения частных пилотов. В России же, с ее более чем 140миллионным населением, не больше 4 тысяч малых летательных аппаратов и несколько тысяч пилотовлюбителей. В Соединенных Штатах, согласно Федеральным авиационным правилам, малую авиацию приравнивают к авиации общего назначения. Для обеспечения стабильного воздушного сообщения в американской глубинке федеральные власти реализуют специальную программу субсидирования. Ее цель - гарантировать небольшим населенным пунктам, расположенным в отдаленных и труднодоступных местах, доступ к национальной системе воздушных сообщений. Программа госсубсидий была принята в 1978 году, когда вступил в силу закон о дерегулировании, предоставивший коммерческим авиакомпаниям практически полную свободу действий. По своему усмотрению крупные перевозчики могли выбирать маршруты и устанавливать тарифы. Это угрожало ликвидацией убыточных авиалиний. Таких маршрутов сегодня насчитывается более 150, примерно треть находится на Аляске. В связи с этим закон о дерегулировании предусматривал реализацию программы Essential Air Service (EAS) - необходимого авиационного обслуживания. Федеральные субсидии позволили сохранить регулярное воздушное сообщение в американской глубинке. И жители "одноэтажной Америки" могут без проблем и серьезных затрат добраться в любую точку США и мира. Бюджет программы EAS утверждается конгрессом и сенатом, а контроль расходов осуществляет Department of Transportation, выполняющий функции министерства транспорта. Размер субсидий федерального правительства составляет до $140 млн в год. Начиная с 2002 года в США также реализуется программа Small Community Air Service Development Program (SCASDP), направленная на улучшение авиаобслуживания малых общин. В рамках ее ежегодно между муниципалитетами отдаленных районов распределяются федеральные гранты общей суммой $20 млн. Федеральный бюджет не единственный источник прямой финансовой помощи малой авиации США.Власти штатов на своем уровне тоже оказывают финансовую поддержку местным и региональным аэропортам, что позволяет удерживать на приемлемом уровне тарифы на наземное обслуживание воздушных судов. Известно, что американские авиакомпании для перевозок используют почти 500 крупных аэропортов. При этом самолеты малой авиации, в том числе находящиеся в личной собственности граждан, принимают примерно 19 тысяч небольших аэродромов и посадочных площадок. Это не только развитая инфраструктура локальных авиаперевозок на территории от Западного до Восточного побережья США, но и значительное количество рабочих мест, созданных там, где, как правило, нет крупных производств и поэтому есть сложности с трудоустройством. В Европе расстояния другие. Во многих случаях преимущества малой авиации вроде бы нивелируются доступностью автомобильного и железнодорожного транспорта. Однако в ЕС законодательно закреплена система Public service obligation (PSO). Под этим подразумеваются обязательства авиакомпаний по выполнению субсидируемых из госбюджета социально значимых авиаперевозок, что делает такие перелеты доступными для широкого круга граждан. К социально значимым правила ЕС относят маршруты, соединяющие удаленные материковые или островные регионы с экономическими центрами; маршруты между регионами, от уровня транспортного обеспечения которых зависит их экономическое развитие; маршруты, соединяющие столицы или важные региональные центры двух государств, имеющие важное значение для развития двустороннего сотрудничества. В Великобритании к сети EAS относятся 16 авиалиний. Португалия субсидирует маршруты на Азорские острова и Мадейру, Испания - на Канарские острова, Норвегия - маршруты в отдаленных северных районах. Закономерно, что в странах Евросоюза граждане нередко предпочитают воздушные путешествия наземным поездкам. Например, французы для путешествий всей семьей или в компании друзей нередко используют сверхлегкие самолеты, к которым относятся как к обычному транспорту. Некоторые граждане Пятой республики предпочитают покупать их вскладчину. Такие воздушные суда немногим дороже автомобиля среднего класса - в пределах €30 тысяч. Содержание частного самолета в ЕС, как и в США, не столь обременительно для владельцев, поскольку налог на воздушное судно платить не надо - он включен в стоимость авиатоплива. Получается, что кто больше летает, тот больше и платит. Однако затраты на содержание, техобслуживание и ремонт машин никто не отменял. Для управления легкомоторным самолетом во Франции нужны права уровня PPL. За них надо заплатить всего €150, затраты на учебу, конечно, на порядок выше. Как бы то ни было, во Франции сегодня насчитывается порядка 67 тысяч пилотовлюбителей. Малая авиация в достаточной степени развита в Австралии и Новой Зеландии, на островных государствах Тихоокеанского региона. Большой потенциал для роста сформирован в Китае не только в части производства, но и потребления. Это с учетом того, что продажи авиатехники в КНР были разрешены только в 2003 году. В Австралии, занимающей целый континент, услуги местных авиаперевозчиков предоставляют более 40 компаний. По статистике, до 75% местных авиаперевозок на Зеленом континенте выполняется с применением мер государственной поддержки. Субсидии достигают 45% от коммерчески обоснованного тарифа. В Новой Зеландии рынок меньше и конкуренции нет. Здесь короткие маршруты обслуживает всего одна авиакомпания. В Океании национальные аэропорты расположены на больших островах, добраться до которых удобнее всего воздушным путем. Вообще, для островных государств небольшие самолеты, летающие лодки и вертолеты едва ли не единственный вид транспорта, способный обеспечить свободу сообщения с соседями и "большой землей". К тому же эти страны ориентированы главным образом на предоставление туристических услуг. Поэтому легкое воздушное судно для отдыхающих иностранцев не только вид транспорта, но и одно из развлечений. Аренда обходится в несколько тысяч долларов. Например, в Таиланде туроператоры предлагают иностранным туристам совершить полеты на крохотные острова, каждый из которых самобытен и интересен как в плане природы, так и культуры аборигенов. Таким образом, малая авиация в островных странах является одной из важных составных частей индустрии гостеприимства, приносящей солидные доходы бизнесу и пополняющей казну налогами. Совершенно особый сегмент малой авиации - деловая авиация. Она существует и развивается по своим законам. Несмотря на высокие темпы роста частной деловой авиации в Азии и других странах, Европа и Северная Америка по-прежнему занимают более 90% этого рынка. Согласно последним данным компании AMSTAT, в Европе насчитывается 2580 бизнес-джетов, в Северной Америке - 13706. Причем на США приходится 70% реактивного флота бизнес-джетов. Доминирование американцев определяется географией, авиационным регулированием и особенностями налогообложения. В Европе растет спрос на новые самолеты деловой авиации. Подержанные же воздушные суда купить становится все сложнее из-за жестких требований европейской сертификации. Однако авиапарк бизнес-джетов в Евросоюзе активно развивается. В 2017 году на европейском чартерном рынке был зафиксирован рост сразу на 10%....
Авторские права на данный материал принадлежат «Профиль». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка