Опубликовано: 28.11.2019, 18:06
 

В преддверии digital рывка

Транспортная неделя 2019 года прошла под знаком цифровых технологий


[image]

В Москве завершили свою работу очередные, тринадцатые по счету, выставка и форум "Транспорта России". Традиционно мероприятие, организатором которого выступает Минтранс РФ, становится важной площадкой для обсуждения самых передовых технологий в области логистики, перевозок, навигации.

Как сообщают организаторы Транспортной недели, в этом году рамках форума "Транспорт России" был проведен 31 деловой формат, где выступило более 250 спикеров. Совокупно в деловой программе приняло участие 3 000 человек. На выставке разместились более 100 экспонентов, стенды которых осмотрело 12 000 посетителей. Среди участников мероприятий - представители 42 стран. На площадке "Транспорта России" было заключено 48 соглашений, что почти в два раза больше показателя прошлого года.

Уже не первый год в рамках деловой программы активно обсуждается тема внедрения в транспортную сферу страны самых передовых цифровых технологий. Исключением не стал и 2019-й. 21 ноября в рамках "Транспорта России" в течение всего дня проходил стратегический форум ассоциации "Цифровой транспорт и логистика", на котором представители бизнеса и государства обсудили методы и технологии внедрения цифровизации во все сферы транспортной отрасли. Стратегический форум состоял из трех частей: пленарной дискуссии "Цифровая трансформация транспорта: диалог бизнеса и государства", спич-сессии "Цифровой прорыв" и сессии "Беспилотный авиатрафик: от Крайнего Севера к городам".

Транспортные "вооружения"

Пленарная дискуссия собрала крупнейшие транспортные компании России, достигшие определенных успехов в сфере внедрения цифровых технологий - "Аэрофлот", РЖД, "Яндекс.Такси" и другие. Модератором мероприятия стал директор департамента цифровой трансформации Минтранса России Дмитрий Баканов, а с приветственным словом к участникам обратился замминистра транспорта РФ Алексей Семенов.

"Транспортный комплекс всего мира является крупнейшим потребителем цифровых технологий и решений. И Российская Федерация, учитывая ее геополитическое расположение, ее транзитный потенциал, должна, конечно же, идти в ногу с мировым трендами и ни в коем случае не отставать в части внедрения и использования цифровых, навигационно-связных технологий. У нас экспорт транспортных услуг составляет порядка 15 млрд долларов - это сопоставимо с экспортом вооружений и военной техники в РФ. И конечно же, задача цифровой трансформации транспорта заключается, в первую очередь, в повышении качества и безопасности транспортных систем. И без цифровых технологий эффективно эти задачи не будут решены", - сказал он.

После этого были заслушаны доклады представителей компаний, которые подробно рассказали об опыте внедрения цифровых технологий. Определенный интерес у аудитории вызвал кейс "Аэрофлота". Еще несколько лет назад уровень оцифрованности этой компании составлял всего 35%. В настоящее время он почти стопроцентный. "Аэрофлот" по этим показателям входит в число мировых лидеров. Генеральный директор ПАО "Аэрофлот" Виталий Савельев подчеркнул, "сегодня те, кто не занимаются цифровизацией, в ближайшем будущем проиграют".

Об интересных кейсах более подробно можно было узнать во втором блоке цифрового дня Транспортной Недели - на спич-сессии "Цифровой прорыв". Здесь впервые публично на таком крупном форуме был представлен и проект RUTM - единая система мониторинга полетов дронов. Как рассказал эксперт от России в ИКАО Андрей Яблоков, концепция "должна объединить в себе и технологии, и исследования, и нормативно-правовую базу".

"Проект направлен на поэтапное создание сервисов для обеспечения полетов беспилотных воздушных судов. На старте - базовые регистрации-идентификации, позже - полностью интегрированная система, где практически полностью исключен человек", - сказал он. - В основе системы будут технологии, являющиеся стандартами для мировой гражданской авиации".

Беспилотные перспективы

Уже во время третьей части форума Андрей Яблоков сообщил всем новость, которую позже растиражируют крупнейшие российские СМИ - пилотный проект RUTM-1 будет реализован в Арктике. Также эксперт ИКАО подчеркнул, что у проекта есть огромный экспортный потенциал. Напомним, ранее стало известно, что киргизские аэронавигационные власти возьмут RUTM за основу при подготовке национального проекта интеграции беспилотников в воздушное пространство.

В настоящее время для реализации пилотного проекта RUTM-1 формируется консорциум. Предполагается, что он объединит российских разработчиков аэронавигационных систем и сервисов, антидроновых систем, будущих крупных потребителей таких услуг в Арктике, разработчиков и производителей беспилотных авиационных систем (БАС), а также регуляторов отрасли.

Присутствовавший на сессии Дмитрий Баканов подтвердил готовность властей всячески поддерживать подобные инициативы. По его словам, уже сегодня число беспилотных летательных систем значительно превышает количество пилотируемых, и этот разрыв будет увеличиваться. Также представитель Минтранса подчеркнул, что в развитии этих систем важнейшую роль должен играть бизнес.

"Развитие беспилотных систем дает новые возможности для развития экономики - сельского хозяйства, строительства, добычи полезных ископаемых. Минтранс России видит не только большие перспективы в данной тематике, но и понимает все риски. Формируя нормативное поле, способствующее развитию рынка дронов, мы одновременно должны внедрять системы защиты", - заявил он.

Руководитель центра развития инновационных технологий и учета беспилотных судов ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" Денис Овчинников в своем выступлении также отметил необходимость систематизации полетов БПЛА. По данным "ГК по ОрВД", в 2017 году было зафиксировано 34 355 фактов использования воздушного пространства БПЛА, в 2018 году уже свыше 56 тысяч, а в 2019 к концу III квартала - уже 40 тысяч.

"Мы видим, что число беспилотников в воздушном пространстве неуклонно растет. Сегодня в мире обозначился общий подход к безопасному использованию гражданских БПЛА и доступности воздушного пространства. Он связан с применением информационных сервисов, которые позволяют пользователю БАС взаимодействовать со всеми участниками ВП", - рассказал Денис Овчинников.

Стандартные решения

Продержку национальной системе управления дронами выразили представители компаний "Газпром Нефть", АО "Азимут", GEOSCAN и АО "Кронштадт". Эксперт компании "Кронштадт", директор Центра перспективных разработок Владимир Воронов подчеркнул, что арктическая зона РФ представляет собой универсальный полигон для апробации БАС-технологий. Расстояния и природно-климатические особенности делают БАС тяжелого класса и большой продолжительности полета наиболее востребованными в этом регионе страны.

"Со своей стороны, АО "Кронштадт", подав первую в стране заявку на получение сертификата типа беспилотной авиационной системы "Орион", обеспечивает технологическую готовность гражданских применений БАС. Это полноразмерная авиационная система, оснащенная всем комплексом бортового оборудования, а в части интеграции в сферу гражданской авиации - TCAS, радиолинией связи и управления С2 и АЗН-В", - сказал Владимир Воронов.

По словам заместителя генерального конструктора НПП "ЦРТС" Сергея Быбина, полноценное и безопасное решение задач в Арктике при помощи беспилотной авиации можно реализовать уже сейчас на основе отечественных разработок, применяемых в гражданской авиации.

"Пилотные зоны с различными моделями потребителей и условиями применения нужно открывать параллельно, с учетом принципов ИКАО по обеспечению безопасности полетов беспилотников, в том числе, использования проверенных и безопасных существующих технологий гражданской авиации", - пояснил он. - Речь идет о зависимом (АЗН-В) и независимом (МПСН) наблюдении на основе мирового стандарта 1090ES. Эти технологии позволят на первых этапах минимизировать все риски, а в последующем полностью их устранить".

Единым фронтом

Напомним, Проект RUTM уже получил поддержку Межведомственной рабочей группы (МРГ) по реализации Национальной технологической инициативы. Соруководитель рабочей группы НТИ "Аэронет" Сергей Жуков подчеркнул, что задача интеграции дронов в ВП должна стать общей и для бизнеса, и для власти.

"На самом деле проектов два, и они связаны друг с другом. Это РУТМ-1 и полигон БАС в Орловке. Второй проект также очень важен - создание цифрового полигона, который в будущем должен быть тиражируемым", - сообщил Сергей Жуков.

Следует отметить, что внедрение самых передовых технологий в сферу транспорта обозначено президентом России Владимиром Путиным в качестве важнейшей задачи для государства. В своем приветственном слове к участникам Транспортной недели он отметил:

"Подчеркну, проблемы эффективного развития транспортной отрасли находятся в числе значимых государственных приоритетов. Среди главных, ключевых задач - модернизация инфраструктуры комплекса, создание крупных логистических узлов и международных торговых коридоров, надежных и безопасных транспортных средств, оптимизация управленческих решений. Важно активнее внедрять инновационные технологии, шире использовать механизмы государственно-частного партнерства".

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 28 ноября 2019 года | Дайджест публикаций за 28 ноября 2019 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Sky review». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости