О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Аэрофлот объявляет финансовые результаты по МСФО за 9 месяцев 2019 года

Группа "Аэрофлот" сегодня опубликовала сокращенную консолидированную промежуточную финансовую отчетность за девять месяцев 2019 года, подготовленную в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности

Группа "Аэрофлот" (далее "Группа", тикер на Московской Бирже: AFLT) сегодня опубликовала сокращенную консолидированную промежуточную финансовую отчетность за девять месяцев 2019 года, подготовленную в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности. Показатели отчетности, в том числе сопоставимого исторического периода, приводятся с использованием нового стандарта МСФО (IFRS) 16 "Аренда". Ключевые финансовые результаты Группы "Аэрофлот" за 9 месяцев 2019 года:
  • Выручка увеличилась на 12,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 523 983 млн руб.;
  • Показатель EBITDA составил 141 675 млн руб.;
  • Чистая прибыль составила 20 305 млн руб.
Андрей Чиханчин, заместитель генерального директора по коммерции и финансам ПАО "Аэрофлот", прокомментировал: "Итоги наиболее сильного третьего квартала, так называемого высокого летнего сезона, для Группы "Аэрофлот" положительные. Группа смогла обеспечить чистую прибыль в размере 29,1 млрд рублей по итогам квартала и в результате этого выйти на положительный результат девяти месяцев, который составил 20,3 млрд рублей. Данные результаты удалось обеспечить благодаря развитию инициатив по доходам и расходам: запуск дополнительных услуг, направленных на повышение удобства наших пассажиров и строгий контроль над расходами. Наряду с простыми решениями в рамках бюджетирования и финансового контроля реализованы мероприятия, направленные на повышение внутренней эффективности, в том числе переговоры с партнерами для получения лучших финансовых условий. Удельные расходы на кресло-километр по итогам девяти месяцев и третьего квартала выросли незначительно - на 3,0%, и 1,2% соответственно. Результаты девяти месяцев необходимо рассматривать в контексте внешних факторов, включая рыночные тренды первой половины года. 2019 год начался с сохраняющихся на высоком уровне цен на керосин и курсового давления на валютный компонент наших расходов, что определило достаточно умеренные результаты первого полугодия. Стоимость керосина при отсутствии резких скачков в течение 2019 года продолжила оставаться на значительно более высоких уровнях в сравнении со средними историческими значениями, что в условиях ограниченной покупательской способности пассажиров создает определенное давление на финансовые результаты. Кроме того, во втором квартале имели место дополнительные расходы на топливо в результате закрытия воздушного пространства Пакистана, что увеличило полетное время в пункты Таиланда, Вьетнама, Индии. Сравнивая результаты летнего сезона важно учитывать, что в июне и июле базой для сопоставления является период проведения чемпионата мира по футболу, который Россия принимала в 2018 году. Повышенный спрос, прежде всего на зарубежных направлениях, увеличенная нагрузка на внутреннюю маршрутную сеть сформировали высокую базу по доходным ставкам, наращивать которую далее не представлялось возможным. В условиях избытка емкостей в отрасли и продолжающегося роста тарифов аэропортов менеджмент продолжит строгий контроль над расходами и развитие программ дополнительной выручки. Операционное развитие и основные производственные показатели
Показатель3К 20193К 2018Изм.9М 20199М 2018Изм.
Пассажиропоток, тыс. чел.18 53317 3936,6%46 72842 24910,6%
- международные перевозки8 2757 7007,5%20 95718 75911,7%
- внутренние перевозки10 2589 6935,8%25 77123 4909,7%
Пассажирооборот, млн пкм47 34044 4416,5%120 265108 42810,9%
- международные перевозки26 67824 7937,6%70 20962 72511,9%
- внутренние перевозки20 66219 6485,2%50 05645 7039,5%
Предельный пассажирооборот, млн ккм53 49749 4118,3%145 381129 39312,4%
- международные перевозки30 76228 2199,0%86 33376 18013,3%
- внутренние перевозки22 73421 1927,3%59 04853 21311,0%
Занятость кресел, %88,5%89,9%(1,5 п.п.)82,7%83,8%(1,1 п.п.)
- международные перевозки86,7%87,9%(1,1 п.п.)81,3%82,3%(1,0 п.п.)
- внутренние перевозки90,9%92,7%(1,8 п.п.)84,8%85,9%(1,1 п.п.)
За 9 месяцев 2019 года Группа "Аэрофлот" перевезла 46,7 млн пассажиров, что на 10,6% превышает результат аналогичного периода 2018 года. Основные финансовые показатели С 2019 года в связи с требованиями нового стандарта МСФО (IFRS) 16 "Аренда" Группа представила результаты первого полугодия 2018 года с учетом правил данного стандарта. В соответствии с требованиями стандарта МСФО (IFRS) 16 обязательства по операционному лизингу были отражены в составе активов и обязательств Группы. Учитывая, что обязательства номинированы в иностранных валютах, изменение курса рубля приводит к переоценке данных обязательств, что требует отражения в финансовой отчетности эффекта от курсовых разниц. Для целей снижения волатильности от переоценок лизинга Группа применила специальные учетные правила, которые позволяют учитывать только курсовую разницу, относящуюся к отчетному периоду, а не за весь срок аренды, что является экономически обоснованным. Данные правила применяются только с 2019 года, поэтому при пересчете показателей за 9 месяцев 2018 года в прибыли Группы была отражена "бумажная" курсовая разница, приходящаяся на весь срок действия лизинговых контрактов, в связи с чем чистый убыток по 9 месяцам 2018 года составил 17 382 млн руб. В случае, если бы указанные правила учета применялись с начала 2018 года, то прибыль за период составила бы 24 941 млн руб.
Млн руб., если не указано иное3К 20193К 2018Изм.9М 20199М 2018Изм.
Выручка212 543200 5236,0%523 983466 34512,4%
EBITDA73 37973 727(0,5%)141 675132 7416,7%
Рентабельность EBITDA34,5%36,8%(2,3 п.п.)27,0%28,5%(1,5 п.п.)
Операционная прибыль47 07749 514(4,9%)61 69566 967(7,9%)
Рентабельность по ОП22,1%24,7%(2,6 п.п.)11,8%14,4%(2,6 п.п.)
Прибыль / (убыток) 29 08912 9972,2х20 305(17 382)-
"Бумажный" эффект от переоценки обязательств по операционной аренде ВС-(14 825)--(42 323)-
Cкорректированная прибыль-27 822--24 941-
Выручка
Млн руб., если не указано иное3К 20193К 2018Изм.9М 20199М 2018Изм.
Выручка от пассажирских перевозок 190 323177 6227,2%462 034409 97412,7%
в т.ч. регулярные перевозки176 460163 4398,0%431 181379 40813,6%
чартерные перевозки13 86314 183(2,3%)30 85330 5660,9%
Выручка от грузовых перевозок4 8814 6614,7%13 61312 8396,0%
Прочая выручка17 33918 240(4,9%)48 33643 53211,0%
Выручка итого212 543200 5236,0%523 983466 34512,4%
Выручка Группы "Аэрофлот" за 9 месяцев 2019 года увеличилась на 12,4% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года и составила 523 983 млн руб. Выручка от регулярных пассажирских перевозок увеличилась на 13,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 431 181 млн руб., что связано с ростом пассажиропотока и дополнительным влиянием роста доходных ставок. Выручка от чартерных перевозок увеличилась на 0,9%, до 30 853 млн руб. Выручка от грузовых перевозок увеличилась на 6,0%, до 13 613 млн руб., по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на фоне роста объема перевозок грузов и почты на 4,6%. Прочая выручка увеличилась на 11,0% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 48 336 млн руб., что в том числе обусловлено ростом доходов по соглашениям с авиакомпаниями, номинированных в иностранных валютах, и ростом доходов по программе премирования пассажиров. Переход на МСФО (IFRS) 16 С января 2019 года в учетную политику Группы по учету договоров аренды были внесены изменения для приведения ее в соответствие с МСФО (IFRS) 16 "Аренда", который заменяет положения МСФО (IAS) 17 "Аренда" и интерпретаций, относящихся к договорам аренды. Новый стандарт определяет принципы признания, оценки, представления и раскрытия информации в отчетности в отношении операций аренды. Согласно стандарту, Группа признает в финансовой отчетности активы и обязательства в отношении всех договоров аренды со сроком действия более 12 месяцев, за исключением случаев, когда стоимость объекта аренды является незначительной, и учитывает амортизацию признанного актива в форме права пользования объектами аренды и проценты по арендным обязательствам в составе прибылей или убытков периода. При переходе на новый стандарт Группа приняла решение применять полный ретроспективный подход для пересчета сравнительных показателей каждого отчетного периода. Активы в форме права пользования объектов аренды и соответствующие им обязательства и финансовые активы были оценены при переходе так, как если бы новые правила применялись всегда. Таким образом, сравнительные показатели консолидированного отчета о финансовом положении, консолидированных отчетов о прибылях и убытках, о совокупном доходе и о движении денежных средств были пересчитаны в соответствии с принципами МСФО (IFRS) 16. Значительная часть договоров аренды воздушных судов заключены Группой в долларах США. В связи с признанием обязательств по аренде в отношении договоров операционной аренды воздушных судов при переходе на МСФО (IFRS) 16, Группа обновила подход к оценке эффективности хеджирования и определила в качестве объекта хеджирования будущую высоковероятную выручку равную по сумме денежным потокам по договорам аренды воздушных судов на дисконтированной основе. Данное изменение имеет перспективный эффект с 1 января 2019 года. Операционные расходы
Млн руб., если не указано иное3К 20193К 2018Изм.9М 20199М 2018Изм.
Обслуживание воздушных судов и пассажиров35 72831 64812,9%96 89380 28120,7%
Амортизация и таможенные пошлины26 30224 2138,6%79 98065 77421,6%
Расходы на оплату труда22 06519 54812,9%66 85960 8469,9%
Техническое обслуживание воздушных судов9 9556 45754,2%23 94216 55844,6%
Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы8 2786 76622,3%22 48119 85813,2%
Аренда 2 4491 50862,4%5 7584 23236,1%
Прочие расходы7 8286 78915,3%20 80619 8644,7%
Операционные расходы за исключением авиационного топлива112 60596 92916,2%316 719267 41318,4%
Расходы на авиационное топливо52 86154 080(2,3%)145 569131 96510,3%
Операционные расходы итого165 466151 0099,6%462 288399 37815,8%
Операционные расходы за 9 месяцев 2019 года увеличились на 15,8% и составили 462 288 млн руб., что преимущественно связано с ростом объема операций, в частности выставленные емкости увеличились на 12,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Расходы на авиационное топливо увеличились на 10,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 145 569 млн руб. Рост расходов обусловлен преимущественно операционным развитием Группы и увеличением провозных емкостей. Операционные расходы, за исключением расходов на авиационное топливо, увеличились на 18,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 316 719 млн руб. Расходы на обслуживание воздушных судов и пассажиров составили 96 893 млн руб., увеличившись на 20,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в основном за счет роста объемов перевозок и увеличения аэропортовых сборов в российских аэропортах. Расходы на амортизацию и таможенные пошлины увеличились на 21,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 79 980 млн руб. Рост данной статьи расходов обусловлен увеличением парка воздушных судов Группы в течение 12 месяцев. Расходы на амортизацию после внедрения стандарта МСФО (IFRS) 16 становятся одной из наиболее значимых статей операционных расходов в связи с учетом всех воздушных судов на балансе. Расходы на оплату труда увеличились на 9,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 66 859 млн руб., что объясняется прежде всего ростом численности летного состава на фоне развития операционной деятельности. Расходы на техническое обслуживание воздушных судов увеличились на 44,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 23 942 млн руб, что в основном связано с увеличением объемов работ по техническому обслуживанию в связи с ростом налета часов, девальвацией рубля, а также расходами на поддержание качества продукта. Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы увеличились на 13,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 22 481 млн руб., что связано в основном с ростом бизнеса. Группа продолжает строгий контроль над непроизводственными расходами. Расходы по аренде составили 5 758 млн руб. и включают расходы по краткосрочной аренде, переменным арендным платежам и аренде объектов с низкой стоимостью, которые в соответствии со стандартом МСФО (IFRS) 16 не признаются в качестве обязательств и активов Группы на балансе. Прочие расходы увеличились на 4,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 20 806 млн руб. В результате влияния вышеуказанных факторов показатель прибыли до вычета процентов, налогов, амортизации (EBITDA) составил 141 675 млн руб., рентабельность по EBITDA - 27,0%. Неоперационные прибыли и убытки
Млн руб., если не указано иное3К 20193К 2018Изм.9М 20199М 2018Изм.
Операционная прибыль47 07749 514(4,9%)61 69566 967(7,9%)
(Убыток) / прибыль от инвестиций, нетто211(110)-358(3)-
Финансовые доходы1 9341 7908,0%5 1804 9175,3%
Финансовые расходы(14 295)(32 362)(55,8%)(41 531)(86 931)(52,2%)
Реализация результата хеджирования(965)(1 941)(50,3%)(2 302)(4 925)(53,3%)
Доля в финансовых результатах ассоциированных предприятий129136(5,1%)22517925,7%
Финансовые доходы за 9 месяцев 2019 года увеличились на 5,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 5 180 млн руб. Финансовые расходы снизились на 52,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 41 531 млн руб., что в основном связано с тем, что в 2018 году не применялось хеджирование выручки валютными обязательствами по отношению к обязательствам по лизингу, ранее классифицированному как операционному. Таким образом, "бумажная" курсовая переоценка всей суммы обязательств по операционной аренде была отражена в финансовых расходах вследствие роста курса доллара США на 13,9% с начала 2018 года по 30 сентября 2018 года. В результате действия вышеуказанных факторов чистая прибыль Группы "Аэрофлот" за 9 месяцев 2019 года составила 20 305 млн руб. Долговая нагрузка
Млн руб., если не указано иное30.09.201931.12.2018Изменение
Кредиты и займы3 3273 486(4,6%)
Обязательства по аренде 593 447655 931(9,5%)
Пенсионные обязательства9289082,2%
Общий долг597 702660 325(9,5%)
Денежные средства и краткосрочные финансовые инвестиции30 31430 1480,6%
Чистый долг567 388630 177(10,0%)
В результате изменений в учетной политике, связанных с вступлением в силу стандарта МСФО (IFRS) 16, обязательства по аренде увеличились в основном на приведенную сумму обязательств по договорам аренды, ранее классифицированным как договоры операционного лизинга. Ранее будущие платежи по данным договорам не классифицировались в качестве обязательств и не отражались в бухгалтерском балансе, при этом текущие платежи по договорам, относимым к соответствующему периоду, учитывались в составе отчета о прибылях и убытках. Таким образом, изменение объема долга по стандарту МСФО (IFRS) 16 против ранее использованного подхода является учетным ("бумажным") изменением, не связанным с реальным увеличением обязательств Компании или изменением ее финансового положения. Бизнес-модель Группы и ее договорные обязательства не претерпели изменений. Общий долг, отраженный на балансе Группы в соответствии с МСФО (IFRS) 16, по состоянию на 30 сентября 2019 года снизился на 9,5% по сравнению с показателем на 31 декабря 2018 года и составил 597 702 млн руб. Снижение долговой нагрузки связано преимущественно с переоценкой обязательств по аренде вследствие укрепления курса рубля к доллару США на 30 сентября 2019 года по сравнению с 31 декабря 2018 года, а также с погашением обязательств в соответствии с графиком платежей....
Авторские права на данный материал принадлежат «АК "Аэрофлот - российские авиалинии"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка