О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Горе, пронесенное сквозь года: со дня крушения Ан-124 "Руслан" в Иркутске прошло 22 года

Военно-транспортный самолет Ан-124 "Руслан" 6 декабря 1997 года упал на жилые дома в Иркутске-2. Сегодня ровно 22 года со дня авиакатастрофы, которая унесла жизни 72-х человек

Военно-транспортный самолет Ан-124 "Руслан" 6 декабря 1997 года упал на жилые дома в Иркутске-2. Сегодня ровно 22 года со дня авиакатастрофы, которая унесла жизни 72-х человек. Очевидцы до сих пор с ужасом вспоминают тот субботний день. Хронологию трагического события представляет ИА IrkutskMedia. 6 декабря 1997 года в 14.42 военно-транспортный самолет Ан-124 взлетел с аэродрома в Иркутске-2. "Руслан" перевозил два истребителя Су-27, собранных на Иркутском авиазаводе, во Вьетнам. Бывший сотрудник ГУ МЧС по Иркутской области Игорь Уткин рассказал, что готовились к отправке "Руслана" заранее. На взлетной полосе находилось много пожарных расчетов. - Я был на аэродроме. Нам сразу стало ясно - что-то идет не так. Невооруженным глазом было видно, что самолет не может набрать высоту. Все произошло моментально…" - вспоминает Игорь Уткин. Через три секунды после отрыва на высоте пяти метров отключился двигатель №3. Спустя шесть секунд на высоте 22-х метров произошла остановка второго двигателя, еще через две секунды - третьего. Экипажу не удалось удержать самолет на одном двигателе. "Руслан" рухнул на жилой дом №45 по улице Гражданской. Хвост снес часть дома №120 по улице Мира, а остальные обломки упали на здание детского дома. Начался страшный пожар. На место незамедлительно прибыли огнеборцы. - Баки Ан-124 были полными, а это около двух железнодорожных цистерн. Топливо разлилось, пожар вспыхнул мгновенно. Мы снимали людей прямо с горящих балконов, - рассказал Игорь Уткин. Жительница дома №120 по улице Мира Светлана Тимошкова в этот день была дома. Днем она пошла подметать подъезд, согласно графику уборки. - Я забрала корреспонденцию из почтового ящика и решила унести ее домой, села посмотреть газеты. В это время как раз все и произошло. Я почувствовала сильный толчок, вышла посмотреть, что там случилось. Мне показалось, что это землетрясение. Открыла дверь, а там вообще ничего не было видно. Просто темная яма. Все в черном дыму. Я быстро собралась и пошла на балкон, который выходил на другую сторону дома. Приехали пожарные, предлагали меня эвакуировать по вертикальным лестницам, которые цепляются за балкон, и по ним нужно спускаться. Но я отказалась, поняла, что не смогу. И дождалась пожарную машину, меня спустили по лестнице под наклоном, - вспоминает Светлана. Площадь горения обломков самолета, топлива и зданий составила около 11 тысяч кв. метров. Территория тут же была оцеплена. На месте катастрофы был создан оперативный штаб по ликвидации последствий. - В доме №45 по Гражданской жила семья одного из наших сотрудников. В момент катастрофы в квартире был его младший брат, который сидел за столом, занимался. Когда мы нашли его, мальчик сидел в той же позе, он даже не успел ничего понять, - вспоминает Игорь Уткин. Пожарные и спасатели работали без отдыха и сна. На месте работали медики, был организован обогрев и питание участников ликвидации последствий. Специалисты занимались размещением жильцов, которых удалось спасти. В ночь на 7 декабря в Иркутск прилетели премьер-министр Виктор Черномырдин и министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу, оперативная группа МЧС . К утру пожар удалось потушить, начались работы по извлечению из-под обломков и опознанию тел погибших. Хвостовая часть самолета опиралась на дом №120. Днем 7 декабря было принято решение уронить хвост самолета на землю. Вечером из Москвы вылетела группа подрывников, чтобы по окончании спасательных работ обрушить стены домов. В течение 8 декабря практически все остатки разрушенного самолета были убраны. 10 декабря решение о взрыве пострадавшего дома было отменено ввиду опасности повреждения городских коммуникаций, и его остатки были разрушены обычными способами. - Нам предлагали услуги профессиональных психологов, я отказалась. Однако через полгода у меня появился страх возвращаться домой, именно в этот дом. В итоге сменила квартиру и переехала в другой район, - вспоминала через 18 лет Светлана. Для расследования причин катастрофы была создана специальная комиссия. Внутренние переговоры экипажа не сохранились - оба бортовых самописца оказались в эпицентре пожара и были сильно повреждены. Комиссия так и не пришла к однозначному мнению относительно отказа двигателей. Причины их выключения как при помощи средств объективного контроля, так и экспериментальным путем окончательно установить не удалось. Вместе с тем, специалисты неоднократно высказывали мнение о конструктивных недостатках двигателей Д18Т, изготавливавшихся украинским ОАО "Мотор сич" (именно такие двигатели были установлены на погибшем Ан124), пишет РИА "Новости". Министр МЧС Сергей Шойгу после катастрофы объявил, что вины экипажа в ней нет. Самолет пилотировали опытные, прекрасно подготовленные летчики. В 1999 году в Иркутске на улице Мира на месте одного из разрушенных домов возведен храм Рождества Христова, первая же служба в котором была посвящена памяти погибших. В память о жертвах трагедии в храме Рождества Христова пройдет богослужение и будут зажжены 72 свечи....
Авторские права на данный материал принадлежат «irkutskmedia.ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка