О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Смольный остался с крыльями

Спустя год после объявленных намерений в Смольном отказались от продажи 25% плюс 1 акция в авиакомпании "Россия"

Спустя год после объявленных намерений в Смольном отказались от продажи 25% плюс 1 акция в авиакомпании "Россия". Чиновники заявляют, что перевозчик намерен предъявить программу развития авиакомпании из Пулково, а также может увеличить количество базирующихся в аэропорту воздушных судов. В "России" информацию не комментируют. Источники "Ъ" добавляют, что помимо этого акционерам обещали пересмотреть дивидендную политику. Аналитики считают, что причины отказа от продажи кроются как в экономических, так и в политических аспектах авиаотрасли. Балансовая стоимость активов авиакомпании "Россия" (25% плюс 1 акция принадлежит городу, материнский "Аэрофлот" контролирует 75% минус 1 акция), по оценке комитета имущественных отношений, составляет 7,36 млрд рублей, таким образом, блокпакет в перевозчике мог формально обойтись в 1,84 млрд рублей. Продажа принадлежащих администрации Петербурга акций, заявляли чиновники ранее, могла увеличить доходы бюджета. Программа приватизации имущества на 2020 год, из которой исключена АК "Россия", опубликована на сайте городской администрации в прошлую пятницу. Однако, по словам источника "Ъ", близкого к "России", балансовая цена не имеет ничего общего с реальной стоимостью актива. "Россия" не считается прибыльной АК в группе "Аэрофлот", говорит собеседник "Ъ". "Аэрофлот" был готов выкупить блокпакет у города, говорит источник "Ъ", но цена была бы намного ниже 1,84 млрд рублей. В "Аэрофлоте" на запрос "Ъ" не ответили. В "России" отказались от комментариев. По словам двух источников издания в Смольном, перевозчик заявил о перспективах развития базовой авиакомпании Пулково и изменении дивидендной политики. Вице-губернатор Евгений Елин не комментирует перспективы выплат, подчеркивая, что АК должна представить долгосрочную программу развития, ключевым событием в которой чиновники ожидают увидеть увеличение количества базирующихся воздушных судов. Он не исключает возврат к теме продажи блокпакета, если намерения не будут выполнены. Согласно отчету авиакомпании по РСБУ "Россия" в 2018 году сократила чистую прибыль в 2,5 раза, до 1,65 млрд рублей. По стандартам МСФО "Россия" закончила 2018 год с чистым убытком в 6,3 млрд рублей, нарастив его примерно в три раза, сообщалось в отчете материнского "Аэрофлота". Согласно документу убыток, причитающийся на неконтролирующую долю участия в "России", за 2018 год составил 1,57 млрд рублей, накопленные убытки - 5,8 млрд рублей. Последний публичный отчет "России" выложен за 2014 год, из него следует, что у общества "на практике не возникала ситуация возможности выплаты дивидендов" в связи с необходимостью погашения убытков прошлых лет. Развитие "России" не раз вызывало вопросы у неконтролирующего акционера. Так, в 2018 году комитет по транспорту подготовил обращение к премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой поручить "Аэрофлоту" (контрольный пакет акций находится у Росимущества) включить в стратегию развития группы планы по созданию хаба в Пулково силами базового перевозчика (см. "Ъ" от 10.12.2018). Смольный беспокоили планы группы "Аэрофлот" по развитию "России" как "социального перевозчика", летающего по плоским тарифам между европейским центром России и городами Дальнего Востока (билеты экономкласса продаются круглогодично по единой стоимости), озвученные ранее главой группы Виталием Савельевым. Администрация города настаивала на расширении маршрутной сети и увеличении пассажиропотока компании из Пулково (доля перевозчика по итогам 2018 года не превысила 30%). Получить оперативные комментарии комитета по транспорту в выходные не удалось. Зампред ведомства Алексей Львов, курирующий авиатранспорт, на звонок "Ъ" не ответил. При этом "Россия", третья крупнейшая авиакомпания в стране после "Аэрофлота" и S7 Group, в прошлом году перебазировала половину своего флота из московского Внуково в Шереметьево (базовый аэропорт самого "Аэрофлота"), остальной парк летает по маршрутной сети Пулково. Переход объясняли тем, что полеты из Шереметьево позволяют делать стыковки с рейсами "Аэрофлота". Согласно стенограмме конференц-колла группы "Аэрофлот" в 2019 году это добавило группе еще около 100 тыс. транзитных пассажиров к 2,5 млн человек, сгенерированных "Аэрофлотом", и еще около 400 тыс. пассажиров на внутренних рейсах. "Россия" продолжит фокусировать маршрутную сеть на дальневосточных "плоских тарифах", заявляли представители "Аэрофлота" в ходе колла. Решение не продавать пакет сейчас имеет очевидные экономические причины, говорит собеседник "Ъ" в авиаотрасли, но не исключает и политических мотивов. По итогам 2018 года авиаотрасль в России завершила период с рекордным убытком 70 млрд рублей, после первого полугодия 2019 года убыток составил 51,9 млрд рублей. В среднесрочной перспективе существует потенциал улучшения финансовых показателей и прибыльности авиакомпании, в таких условиях стоимость блокирующего пакета значительно вырастет и, возможно, на него появятся альтернативные "Аэрофлоту" претенденты, считает генеральный директор агентства "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров. Исполнительный директор агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев говорит, что итоги III кв. 2019 года в авиаотрасли дают основания для осторожного оптимизма. С одной стороны, рост издержек по самым значимым статьям прекратился: цены на авиакеросин стабилизировались, курс рубля по отношению к доллару и евро немного укрепился. С другой стороны, авиакомпании смогли поднять тарифы, что на фоне роста объема перевозок способствовало увеличению выручки, отмечает эксперт. По его словам, стабильные цены на авиатопливо и курс рубля - залог того, что авиакомпании смогут постепенно выйти в плюс, если внешние факторы сохранятся....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Санкт-Петербург». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка