О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

В постоянной готовности к подвигу

Непосредственный участник уникальной воздушной операции раскрывает ее подробности

У каждого к подвигу свой путь. Для кого-то это единственно возможное решение в обстановке, не оставляющей времени на размышление. Но есть и те, кто шел к главному событию своей жизни долгой дорогой, на которой не раз случались ситуации, требовавшие нелегкого выбора: осознанно идти на риск, несмотря на смертельную опасность, либо найти способ уйти в сторону и дать возможность другим испытать судьбу. Именно к такому типу людей, которые всегда берут ответственность на себя, можно отнести одного из выдающихся представителей летной профессии - Героя Российской Федерации гвардии полковника Евгения Зеленова. На просьбу о встрече Евгений Алексеевич ответил искренним согласием. Да и собеседником он оказался достаточно интересным. Хотя о себе говорил мало и отрывочно, все больше о самолетах и боевых товарищах. В результате, существенно дополнив услышанное информацией из других источников, удалось выяснить, как проходила уникальная спасательная операция международного масштаба… Успешно окончив в 1973 году прославленную кузницу кадров для Военно-транспортной авиации, новоиспеченный лейтенант прибыл по распределению в 336-й военно-транспортный полк, дислоцировавшийся тогда в Запорожье. Так, с должности помощника командира Ан-12 началась новая страница в жизни и службе Евгения Зеленова. Характер у молодого летчика оказался далеко не простым. Будучи уверенным в своей правоте, свое мнение он мог прямо высказать любому собеседнику, невзирая на чины и звания. Нравилось это не всем, однако за профессионализм и неподдельную любовь к полетам ему многое прощалось. Росло и мастерство. В 25 лет Зеленов - уже командир корабля и летчик первого класса. Летом 1979 года ему довелось пройти уже по-настоящему боевые испытания. Полеты во Вьетнам, Лаос и Камбоджу дали первый опыт "коротких" заходов на посадку в условиях огневого воздействия. Вместо положенных двенадцати выходили на посадочный курс на удалении до одного километра от начала ВПП. Тогда Зеленов и не предполагал, что эта ничем не регламентированная полетная тактика вскоре вновь пригодится, но уже в более опасных ситуациях. С января 1980 года начался "афганский" этап в его судьбе. Зеленову пришлось надолго "прописаться" сначала в Ташкенте, а затем и в Кабуле. В это время он уже командовал авиационным отрядом из четырех Ан-12. Ни люди, ни техника практически не знали отдыха - настолько напряженной была боевая работа транспортников. Доставляли пополнение, оружие, запасные части, продовольствие. Обратно вывозили раненых и погибших. Риск стал повседневной нормой. При очередном подходе к аэродрому Джелалабад летчики увидели, что в районе захода идет крупный бой с применением артиллерии и пулеметов. Хорошо понимая, что существует опасность попасть в зону поражения, командир принимает решение резко снизиться и совершить "короткий" заход на ВПП. С земли заметили необычный маневр Ан-12. Прозвучала команда прекратить заход на посадку, однако Зеленов поступил по-своему и завершил задуманное. В итоге "воздушного хулигана" отстранили от дальнейших полетов. Однако после того, как в Баграме на взлете в результате обстрела с земли получил повреждения Ан-26 и было ранено несколько военнослужащих, создали рабочую группу с участием Зеленова по подготовке новых методик полетов в Афганистане. Так что в итоге сама жизнь доказала его правоту и тактическую зрелость, а практика "коротких" взлетов и посадок получила право на существование и, без сомнения, спасла многие сотни жизней. После Афганистана были многочисленные полеты в чернобыльскую зону, затем в Армению, пострадавшую от разрушительного землетрясения. В те дни нагрузка на военных и гражданских авиаторов была столь велика, что некоторые вопросы безопасности полетов отходили на второй план, что не преминуло сказаться - потерпели катастрофу два военных и два гражданских транспортника. Видя это, заместитель командира полка Зеленов занял принципиальную позицию в вопросах соблюдения законов летной службы, за что его даже несколько раз "снимали" с должности. В конце июля 1992 года командиру военно-транспортного авиационного полка, базировавшегося в поселке Кречевицы Новгородской области, полковнику Зеленову была поставлена очень специфическая и ответственная задача - эвакуировать российское посольство из Кабула. На тот период обстановка в Афганистане была угрожающей. Моджахеды подступали к столице, велись интенсивные бои. Наземные пути оказались заблокированными. Единственно возможный вариант - воздушный. На первый взгляд, для авиации не было ничего сложного - прилетел, загрузился, улетел. Но особенность предстоящей операции заключалась в том, что на аэродроме Кабула не функционировали наземные средства посадки и аэродромные службы, а в его окрестностях хозяйничали моджахеды. Для выполнения задачи командир сформировал три экипажа из наиболее подготовленных пилотов, имеющих опыт боевых действий. Один борт возглавил лично. 28 августа взяли курс на Кабул. Первым шел Зеленов. При подлете, несмотря на договоренность о прекращении огня, самолет попал под обстрел. Применив уже хорошо освоенный "афганский" метод, Зеленов без помощи с земли и по своим расчетным данным посадил Ил-76 на бетонку кабульского аэродрома, где его уже ждали не только российские дипломаты и их семьи, но и представители посольств Индии, Индонезии, Китая, Северной Кореи и Монголии. Сразу началась погрузка людей и дипломатических грузов. Прямо из кабины Ил Зеленов руководил посадкой двух других самолетов. Ракеты "земля - земля" падали все ближе - кто-то явно корректировал их огонь. Медлить нельзя. Едва пассажиры заняли свои места, командир полка дает команду на взлет и снова первым поднимает свою машину в воздух. Следом по полосе уже двигался экипаж подполковника Анатолия Копыркина. Борт под командованием майора Сергея Мельникова заканчивал загрузку. И тут случилось то, чего все опасались - в третий самолет попала ракета, и он загорелся. В этой ситуации Зеленов отдает, пожалуй, самую трудную команду в своей жизни: Копыркину прекратить взлет и забрать экипаж и пассажиров из поврежденного борта. Тот прекращает разбег и на максимально возможной скорости с уже открытыми дверями рулит к оставшимся на бетонке людям. Их буквально за руки втаскивают в грузовую кабину. А разрывы ракет уже подбираются ко второму Илу. Все это время самолет Зеленова барражирует над аэродромом, наблюдая за происходящим. Уйти он не мог - на земле оставались подчиненные и те, кого он обязан спасти. И вот самолет Копыркина снова начал разбег. Медленно, очень медленно - что-то либо с двигателями, либо с шасси. Моджахеды, видя, что добыча вырывается из западни, стали бить ракетами уже по полосе. Как признался собеседник, очень мучительно наблюдать за тем, в какой смертельной опасности находятся товарищи, и нет возможности им помочь. И тут в эфире вместо очередной команды прозвучали слова командира: "Да помоги же им, Господи!!!" И буквально с последней плиты перегруженный самолет отрывается и уходит в небо. В воздухе пересчитались. Спасенный экипаж - весь. Двое ранены, но главное - живы! К сожалению, часть посольских сотрудников вместе с послом остались на земле, но их уже охраняли наши десантники, которые тоже проявили чудеса отваги и мужества. На этом история не закончилась. Посадив свой Ил, Зеленов и остальные члены экипажа распределились вдоль ВПП, чтобы визуально определить повреждения на самолете Копыркина, который прошел на малой высоте с выпущенными шасси. Оказалось - ни одной целой покрышки. Теперь все зависело от мастерства пилота. Посадка была выполнена филигранно! После касания ВПП раздался скрежет голого металла о бетон, а густой дым так окутал самолет, что виден был только его нос. После остановки пожарные сразу залили шасси пеной. Когда борт Зеленова был готов вылететь по обратному маршруту, чтобы забрать оставшихся посольских работников и десантников, поступил "отбой". Эту задачу уже выполнили два самолета Ан-26 афганской армии генерала Дустума, причем они также подверглись ракетным ударам. За эту операцию летчики полковник Евгений Зеленов и подполковник Анатолий Копыркин, а также десантник сержант Сергей Арефьев были удостоены звания Героев Российской Федерации. Спустя год после памятной воздушной эпопеи гвардии полковник Зеленов стал заместителем командира авиационной дивизии. В тот период уже вовсю полыхала Чечня. Большинство передовых команд, вылетавших к местам проведения воздушно-десантных операций в этом регионе, как правило, возглавлял замкомдива. Неспокойно было и на общественно-политическом фронте страны. Государственную Думу сотрясали скандалы. Армию старались "укусить" как можно больнее, виня ее во всех бедах и при этом ограничивая практически во всем. Поэтому, когда Герою России гвардии полковнику Зеленову поступило неожиданное предложение пойти в политику и стать депутатом высшего законодательного органа страны, он категорически отказался. Потребовалось вмешательство главкома ВВС Героя России генерала армии Петра Дейнекина, который чуть ли не в приказном порядке заставил полковника не только принять участие в выборах, но и непременно победить, чтобы уже в статусе народного избранника защищать на высших этажах власти интересы Вооруженных Сил. Евгений Алексеевич со всей ответственностью включился в предвыборную борьбу. Народ поверил боевому летчику. Остальных кандидатов, в том числе именитых, он победил, как говорится, вчистую. В Государственной Думе депутат Зеленов вошел в Комитет по обороне. Сегодня уже трудно посчитать, сколько времени в течение двух депутатских сроков он провел не в кабинете или зале заседаний, а в зонах боевых действий, в воинских частях и подразделениях. Изучение положения дел на местах, многочисленные встречи с военнослужащими и гражданскими людьми позволяли ему доносить до коллег по депутатскому корпусу и руководства страны реальную картину. Благодаря усилиям "военной" части депутатов удалось решить многие проблемы армии, в том числе прекратить практику направления военнослужащих по призыву в горячие точки, добиться введения статуса ветерана боевых действий. 31 мая 2001 года пограничный Ми-8, на борту которого находился и Зеленов, в горах Чечни попал под обстрел боевиков. Пули изрешетили винт, кабину и двигатель. На пассажиров полилось горячее масло. Командир воздушного судна подполковник Леонид Константинов получил смертельные ранения. И в этой критической ситуации летчик с боевым опытом депутат Евгений Зеленов оказал помощь членам экипажа в выборе места для вынужденной посадки. Организовал оказание первой помощи раненому командиру и его первоочередную эвакуацию, только после чего улетел сам. Так что медалью "За отличие в охране Государственной границы" он гордится не меньше, чем другими своими государственными наградами за Вьетнам, Афганистан и Чернобыль. Сейчас Евгений Алексеевич активно работает в ветеранской организации. Часто бывает в авиационных частях, встречается с молодыми летчиками, активно делится с ними своим богатым боевым и жизненным опытом. А на вопрос, что необходимо сделать, чтобы стать героем, уверенно заявляет - постоянно работать над собой, не бояться трудностей и быть внутренне готовым выполнить любую задачу, которую поставит жизнь....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка