Опубликовано: 19.12.2019, 13:16
 

По следам европейских дронов


[image]

Обзор одного из крупнейших событий индустрии БАС в Европе - Amsterdam Drone Week (ADW), которое прошло в начале декабря.

ADW традиционно собирает большое количество специалистов и экспертов из Европы и не только. В этом году форум посетили более трех тысяч человек, на нем выступило более 200 докладчиков из 70 стран.

Темы докладов и панельных дискуссий распределялись по сферам городской аэромобильности (Urban Mobility), цифровой инфраструктуры для U-Space, правил и стандартов EASA, мобильных сервисов и технологий. Вместе с выступлениями экспертов была также развернута обширная выставочная экспозиция, где были представлены такие компании как Boeing, DJI, Sky tools, Antwork, Avy, Wings for aid и другие.

В этом году в рамках ADW Агентством по безопасности полетов Европейского Союза (EASA) была проведена отдельная внутренняя конференция высокого уровня (EASA High Level Conference) с участием большого числа экспертов.

Отдельно стоит выделить панельную дискуссию, посвященную теме интеграции БПЛА в воздушное пространство Европы. Модератором мероприятия стал Патрик Кай - руководитель EASA. В дискуссии приняли участие директор отдела по безопасности полетов в Европе IATA Джанкарло Буоно, руководитель подразделения Air Mobility UAM в Airbus Эдуардо Домингес Пуэрта, директор по европейским вопросам CANSO Таня Гроботек, директор Wings for Aid (PUCA) Барри Коперберг, Йенс Леманн из IFATCA, исполнительный директор Управления интеграции БЛА FAA Джей Меркл, директор европейской гражданской и военной авиации Eurocontrol Филипп Мерло.

В ходе обсуждения были особо отмечены вопросы интеграции и формирования единых правил и сотрудничества.

Безопасные полеты за пределами зоны прямой видимости (BVLOS) - крайне важный, если не сказать важнейший, элемент для успешного развития нового рынка услуг БПЛА в Европе и мире. В этом контексте были особенно выделены технологии, позволяющие реализовать данные полеты на практике, среди них: линия управления - C2, и технология автоматического определения опасных сближений и уклонения БПЛА в воздухе - DAA (Detect-And-Avoid system).

Был отдельно освещен опыт США. Джей Меркл из FAA рассказал, что уже сегодня в небе США специальные БПЛА выполняют операции в контролируемом воздушном пространстве. Представитель FAA отметил, что пилоты данных БВС взаимодействуют с органами ОрВД, подают планы полета, получают инструкции по двусторонней связи, а сами БПЛА используют ряд технологии из традиционной авиации.

"Речь идет не о "завтра", это происходит уже сейчас", - уточнил Джей Меркл.

"Мы видим, что традиционная авиация полностью перестраивается. В данном вопросе крайне важны новые нормативные правила", - добавил он.

Джанкарло Буоно (IATA) также прокомментировал, что помимо самих новых правил крайне важно, чтобы они были бы едиными, обеспечивая тем самым всеобщую гармонизацию. Тезисы про унификацию были поддержаны и другими участниками дискуссии. Уточнялось, что это особенно важно для Европы, ввиду большого количества стран и национальных регулирующих органов.

На ADW в этом году также стоит выделить доклады мировых лидеров в области UTM-решений: Airmap и Altitude Angel. Компании ведут обширную интернациональную деятельность уже не первый год. Представители Altitude Angel поделились опытом совместного проекта с NATS (Национальная служба воздушного движения Великобритании).

Представители Airmap рассказали про работу UTM-систем и об особенностях обмена данными. В Airmap также высказали некоторое удивление, тем фактом, что система автоматического получения разрешения на полеты в контролируемом ВП - LAANC не применяется в Европе на том же уровне, как в США. Эффект внедрения LAANC высоко оценивается специалистами, а в США уже более ста аэропортов внедрили данную технологию.

Социальные проблемы были также постоянной темой в выступлениях и панельных дискуссиях на ADW. Исполнительный директор EASA Патрик Кай отметил, что у EASA есть информация из стран, где регулярно проводятся беспилотные операции, что население обеспокоенно даже не столько конфиденциальностью личных данных, сколько безопасностью полетов и шумом, который создают БПЛА. Патрик Кай отметил, что, составляя нормативную базу для полетов беспилотников в городских или населенных пунктах, крайне важно указывать правильные общественные приоритеты с точки зрения безопасности и воздействия на окружающую среду.

Особенно хочется остановиться на важной инициативе в области городской аэромобильности, где было представлено большое количество докладов. Она будет опубликована EASA в конце первого квартала 2020 года и будет описывать принципы безопасного взаимодействия нескольких различных типов БВС в городском воздушном пространстве.

Вот что сказала Мария Алгар Руи, руководитель программы Drone EASA, по данному вопросу:

"Мы сейчас не стремимся учитывать прогнозы трафика на дальнюю перспективу - до 2035 года, которые у нас есть. Наше регулирование запланировано уже на "завтра"".

"Мы думаем, что проект должен быть реализован к концу следующего года. Это первый шаг. Он основан на тех решениях, которые мы считаем достаточно готовыми для внедрения. Важно уточнить, что в этом ключе U-Space изначально будет работать не везде", - добавила она.

Дополнительно отметим, что на ADW был также представлен стенд Европейского партнерства по направлению "умных" городов - EIP-SCC. Также было заключено соглашение о создании голландского консорциума Drone Delta, который объединил сразу множество заинтересованных сторон в регионе. Созданная организация фокусируется на создании новых возможностей для Нидерландов в области будущих пассажирских и грузовых городских перевозок с помощью дронов. Консорциум будет работать над основными требованиями для успешной интеграции беспилотников и городской воздушной мобильности, включая социальную поддержку. В ходе конференции был отмечен текущий прогресс в области городских полетов, в частности, опубликованные в этом году особые условия сертификации от EASA, позволяющие сертифицировать летающие аппараты нового поколения (аэротакси и проч.) уже сегодня.

Заслуживают внимания и содержательные доклады представителей EASA о правилах категорирования БПЛА в Европе и необходимых требованиях к пилотам БПЛА. Подробный обзор классов воздушного пространства для полетов БПЛА в Европе читайте здесь. Мы бы обратили внимание на то, что прежде чем поставить на учет БПЛА, пилоту дрона необходимо самостоятельно зарегистрироваться. В зависимости от класса БПЛА и типа планируемых полетов, регистрация может быть, как онлайн, так и включать практический экзамен. В конечном итоге, у пилота появляется собственный регистрационный номер сродни водительскому удостоверению для автомобиля. После получения подобного "удостоверения" пилот может зарегистрировать свой дрон. Для БПЛА также будет сгенерирован специальный номер, который по своей сути аналогичен автомобильному знаку и будет уникальным.

На выставочной экспозиции ADW было показано множество моделей и прототипов БПЛА. Boeing привез уменьшенные модели аэротакси и грузового БПЛА, Sky tools демонстрировал дроны, способные проводить инспекцию труб и других труднодоступных инфраструктурных объектов и проч. Свои доклады представили Volocopter, Skyports, Evy, ряд других компаний.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 19 декабря 2019 года | Дайджест публикаций за 19 декабря 2019 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Sky review». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.