О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Эпоха Г. Е. Лозино-Лозинского

В памяти и сердцах всех, кому выпало счастье общаться с Глебом Евгеньевичем Лозино-Лозинским, навсегда останутся его яркие и талантливые научно-технические достижения, неуемное и постоянное стремление к труду, высочайшая ответственность

Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский родился 25 декабря 1909 г. в Киеве и прожил долгую и плодотворную жизнь. В памяти и сердцах всех, кому выпало счастье общаться с Глебом Евгеньевичем, навсегда останутся его яркие и талантливые научно-технические достижения, неуемное и постоянное стремление к труду, высочайшая ответственность и обязательность при выполнении своей работы, доброе и заботливое отношение к окружающим. С годами все более отчетливо виден масштаб личности этого выдающегося человека, высокая степень важности его деяний и заслуг, их колоссальное влияние на развитие науки и техники как в настоящем, так и в будущем. Практически сразу после окончания Харьковского механико-машиностроительного института Глеб Евгеньевич связал свою жизнь и деятельность с авиационной промышленностью, где проявил незаурядный талант конструктора. Особенно это ярко проявилось в период работы Глеба Евгеньевича в знаменитом ОКБ А.И. Микояна. При его непосредственном участии были созданы истребители МиГ-15 и МиГ-17, покорившие звуковой барьер скорости, первый в мире серийный сверхзвуковой истребитель МиГ-19 и лучший истребитель своего времени МиГ-21 с максимальной скоростью 2М, на счету которого абсолютные мировые рекорды по скорости и высоте. Известный всему миру истребитель-перехватчик МиГ-31, главным конструктором которого был Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский, до сих пор является основой авиации ПВО нашей страны. Не могу не сказать еще об одном выдающемся проекте Г.Е. Лозино-Лозинского, который хоть и не был реализован, но впоследствии значительно облегчил и ускорил создание орбитального корабля "Буран". Я имею в виду проект создания двухступенчатой воздушно-космической системы (ВКС), которая получила индекс "Спираль". В соответствии с требованиями заказчика предусматривалась разработка ВКС, состоящей из гиперзвукового самолета-разгонщика и орбитального самолета с ракетным ускорителем. К сожалению, проект "Спираль" так и не удалось довести до конца: решением Правительства работы были прекращены. Г.Е. Лозино-Лозинский является основоположником нового направления развития космической техники - многоразовых космических транспортных систем, в которых оптимально интегрированы наиболее передовые технологии авиационной и ракетно-космической промышленностей. Самую большую известность и высочайший авторитет принесло Глебу Евгеньевичу создание многоразового орбитального корабля "Буран". Эта работа имела еще и политическую направленность. Дело в том, что в США в 1972 г. официально начались работы по проекту многоразового транспортного космического корабля Space Shuttle. Причем изначально весь проект имел четко выраженную военную направленность, а вскоре (в 1983 г.) президент США Рональд Рейган объявил программу "Стратегическая оборонная инициатива" (СОИ), которая получила неофициальное название "Звездные войны". Программа ставила своей целью полное господство США, основанное на существовании только у этой одной страны флота многоразовых космических кораблей. В этих условиях руководство СССР, естественно, думает о создании аналогичной отечественной системы. В рамках закрытого Постановления Правительства СССР в 1976 г. было организовано Научно-производственное объединение (НПО) "Молния" во главе с Генеральным директором - Главным конструктором Г.Е. Лозино-Лозинским, где и началась разработка орбитального корабля "Буран". На протяжении 12 лет работы над "Бураном" Глеб Евгеньевич продемонстрировал выдающийся организационный талант, гениальное научное и инженерное чутье. В отечественной практике создания ракетно-космической техники не было аналогов, сопоставимых по сложности с работой над проектом "Буран". В результате этой многолетней напряженной работы, в которой приняли участие тысячи ученых, конструкторов, инженеров, техников, рабочих, космонавтов, пилотов нашей страны, был разработан и построен многоразовый космический корабль с уникальными характеристиками, установивший целый ряд международных приоритетов. Его успешный полет и посадка в автоматическом режиме - крупнейшая победа отечественной научной, технологической, инженерной, конструкторской мысли. В этой связи программа СОИ потеряла смысл и вскоре была закрыта. Судьба подарила автору этих строк возможность общения с Глебом Евгеньевичем. Когда я был аспирантом механико-математического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, меня пригласили на НПО "Молния" - известный всей стране "мозговой центр" по разработке первого отечественного многоразового космического корабля "Буран". Тогда я впервые и увидел Глеба Евгеньевича, но, несмотря на выполнение мною некоторых работ по "Бурану", близко познакомиться и общаться с Глебом Евгеньевичем мне посчастливилось лишь спустя несколько лет. В 1993 г. мы начали подготовку Международного Аэрокосмического Конгресса, который планировали провести в Москве в августе 1994 г. Был создан Оргкомитет Конгресса, в который вошли такие выдающиеся личности, как А.Ю. Ишлинский (председатель Оргкомитета), Б.В. Раушенбах, Б.С. Митин и другие. Идея проведения Конгресса не находила поддержки в федеральных структурах до тех пор, пока мне не позвонил Глеб Евгеньевич и не предложил свое участие в этой работе. Конечно, я с радостью согласился. Глеб Евгеньевич с этого момента взял на себя всю организацию Конгресса. Заседания Оргкомитета стали проходить в его кабинете на НПО "Молния". К участию в подготовке Конгресса были привлечены практически все крупные авиационные и космические предприятия страны. А когда Председатель Правительства РФ В.С. Черномырдин подписал специальное Распоряжение Правительства о проведении Конгресса и об участии в этом проекте федеральных структур, мы поняли, что благодаря Глебу Евгеньевичу мы добились своего, и Конгресс состоится. Необходимо подчеркнуть, что Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский никого ни о чем не просил, он просто вел активнейшую работу по подготовке Конгресса, и его широко известное имя привлекло к этому мероприятию внимание не только в России, но и во всем мире. В августе 1994 г. в Международном Аэрокосмическом Конгрессе в Москве приняло участие более 1000 ученых, инженеров, космонавтов, представлявших около 20 стран, правительственные делегации направили США, европейские государства, Китай, Израиль, Канада и другие страны. Приветственное обращение к организаторам и участникам Конгресса направил Президент России Б.Н. Ельцин. В научно-техническом плане Конгресс был очень успешен. Представленные доклады были изданы в виде двухтомника научных трудов и разошлись по научным, производственным, образовательным центрам мира. Участниками Конгресса было принято решение проводить в Москве Международный Аэрокосмический Конгресс регулярно каждые три года. Невозможно переоценить роль и заслуги Глеба Евгеньевича в том, что Конгресс приобрел такой высокий международный статус. И в последующих конгрессах Глеб Евгеньевич принимал самое активное участие. Поразительно то, что Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский не обращал никакого внимания на свой очень почтенный возраст. Его интересовала только работа, которой он занимался с огромной интенсивностью. В день празднования 90-летнего юбилея Глеба Евгеньевича мы подписали долго и скрупулезно готовившийся тройственный договор по совместным научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам: от НПО "Молния" договор подписал Глеб Евгеньевич, от Космического агентства Германии - его директор профессор Питер Крамер, от Международного Фонда Попечителей МАТИ имени К.Э. Циолковского - автор этих строк. Договор был долгосрочный, кроме промежуточных отчетов в нем был запланирован окончательный отчет о проделанной работе за 10 лет. Глеб Евгеньевич сразу предупредил: "Окончательный отчет подготовлю я". Автор этих строк робко заметил, что в это время ему будет уже 100 лет. "Да? - переспросил Глеб Евгеньевич, - Ну неважно, запишите ответственным за окончательный отчет Лозино-Лозинского". В течение нескольких лет по моему приглашению Глеб Евгеньевич работал по совместительству профессором кафедры аналитической механики в МАТИ, которой я тогда заведовал. Мы разработали совместный курс лекций, в котором главную составляющую по многоразовым космическим системам читал Глеб Евгеньевич, а я взял на себя небольшую часть курса по соответствующим разделам теоретической и прикладной механики. Лекции адресовались студентам 4-го курса МАТИ, но к Глебу Евгеньевичу в огромную аудиторию амфитеатром приходили студенты и преподаватели не только МАТИ, но практически всех инженерных вузов Москвы. Лекции были замечательными, исключительно глубокими в научно-техническом плане, а своей необыкновенной эмоциональностью и бурным темпераментом Глеб Евгеньевич просто зажигал аудиторию. Было решено издать эти лекции отдельной книгой, в которой я должен был написать небольшую свою часть. Мы начали работу, но Глеб Евгеньевич заболел и оказался в больнице. Неожиданно мне позвонили из больницы, Глеб Евгеньевич взял трубку и предложил: "Послушайте, я попал в больницу, и у меня вдруг оказалось много свободного времени. Приезжайте и мы допишем нашу книгу". Тут трубку взял человек, набравший мой номер, и сказал, чтобы я и не думал приезжать, что Глеб Евгеньевич не осознает своего состояния. Через два дня, 28 ноября 2001 г., Глеба Евгеньевича Лозино-Лозинского не стало. Этот момент я навсегда запомнил, как пример самоотверженного стремления работать, несмотря на свое самочувствие и любые внешние факторы. Какой выдающийся, уникальный, замечательный и великий человек, какая глыба - Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский!...
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаСоюз». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка