О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

В фарватере ИКАО

Важнейшее для мира гражданской авиации мероприятие - 40-я сессия - состоялось в сентябре текущего года. Знаменательным оно было еще и потому, что в 2019-м отмечается еще одна дата - 75-летие Чикагской конвенции

Напомним, важнейшее для мира гражданской авиации мероприятие - 40-я сессия - состоялось в сентябре текущего года. Знаменательным оно было еще и потому, что в 2019-м отмечается еще одна дата - 75-летие Чикагской конвенции, являющейся, по сути, конституцией для мировой ГА. 17 декабря, открывая конференцию, посвященную итогам юбилейной сессии ИКАО, и.о. генерального директора ФГУП ГосНИИ ГА Вадим Филиппов подчеркнул, что гражданскую авиацию ждут большие перемены, которые изменят не только транспортную систему на планете, но и жизнь людей в целом. "Сегодня мир авиации стоит на пороге больших изменений. Новые участники воздушного движения, цифровизация, искусственный интеллект. Эти темы стоят рядом с традиционными вопросами безопасности полетов, топливной эффективности и пропускной способности", - сказал он. На теме безопасности полетов подробней остановился следующий выступающий - заместитель руководителя Ространснадзора Андрей Шнырев. По его словам, в рамках государственной программы безопасности полетов в последние годы практически ничего не сделано. "Мир за последние шесть лет очень далеко продвинулся в этом вопросе. Недавно в Париже по итогам 40-й ассамблеи было проведено совещание национальных координаторов по механизмам постоянного мониторинга. И там государства продемонстрировали блестящие достижения в области построения государственных систем безопасности полетов: Словения добилась 97% результата, Словакия - 94%, Финляндия - 96%. Это вызывает восхищение. Нам, имея свои 74%, похвастаться нечем", - рассказал Андрей Шнырев. Исторический экскурс о становлении и развитии ИКАО собравшимся провел и.о. первого заместителя гендиректора филиала "НИИ аэронавигации" ФГУП ГосНИИ ГА Александр Корсаков. Во время своего доклада он подчеркнул, что несмотря на то, что наша страна вступила в мировую организацию ГА только в 1970 году, она с первых дней там заняла место в группе ведущих авиационных держав. Именно поэтому сегодня, помня об этом, очень важно двигаться в фарватере ИКАО. Отдельно остановился Александр Корсаков и на 40-й сессии Ассамблеи, которая в этом году била все рекорды. Прошедшее с 24 сентября по 4 октября мероприятие посетило рекордное количество участников - 2401 человек. На полях сессии было принято и обновлено 34 резолюции, государства подали 504 рабочих документа. Россия также себя вела активно - представила 15 рабочих документов и 4 информационных. Активно обсуждались такие темы, как кибербезопасность, внедрение новейших технологий в авиационную отрасль, беспилотные системы. И как всегда под особым вниманием - вопрос безопасности пролетов. "Сегодня одна из приоритетных целей Глобального плана обеспечения безопасности полетов ИКАО - добиться к 2030 году нулевого количества авиационных происшествий с человеческими жертвами. Конечно, цель недосягаемая, но к этому надо стремиться. Почему именно к этому времени? Прогнозируется, что к этому году количество авиационных перевозок удвоится. Поэтому важен сам тренд на снижение рисков", - доложил Александр Корсаков. Следующий докладчик, представитель филиала "НИИ аэронавигации" ФГУП ГосНИИ ГА Сергей Набоков, подробно остановился на 6-м издании Глобального аэронавигационного плана ИКАО (ГАНП). В частности, он отметил, что впервые в документе введены 4 уровня предоставления информации - глобальный стратегический, глобальный технический, региональный и национальный. Также ГАНП предполагает рамочную базовую структуру из пяти блоков - метеослужбы, аэронавигационной информации, поиска и спасания, службы ОрВД и аэродромных операций. "Вектор развития глобальной аэронавигационной системы до 2037 года проработан ИКАО на 66%. То есть на 2/3 эта организация знает, как должна выглядеть аэронавигационная система через 15 лет. Мероприятия ГАНП на ближайшее 10-летия сосредоточены, главным образом, вокруг тактического планирования, то есть планирования полетов день в день. Наиболее актуальным является совершенствование процедур вылета и прилета, возрастает роль сетевых операций, цифровизации, метеоинформации", - рассказал Сергей Набоков. Также докладчик сообщил, что в рамках ГАНП реализуется четыре дорожные карты: две по связи, а также по навигации и наблюдению. По словам Сергея Набокова, технологическая дорожная карта по наземному наблюдению уже не содержит упоминаний о вторичной радиолокации как средств для предоставления новых услуг и сервисов. Они вытесняются АЗН-В и МПСН, а также режимом S. Проходят валидацию и такие технологии, как DAA и TCAS. Имеется видение и по развитию БАС. "К 2025 году ИКАО полагает возможным автоматизацию функции эшелонирования БВС относительно других беспилотных воздушных судов при развертывании системы UTM и при подключении ПВС к этим системам. Также в настоящее время проходят валидацию процедуры эшелонирования БВС относительно любых участников ВД. Ведется активная подготовка к переходу на правила движения по свободным траекториям и к передаче пилоту отдельных функций диспетчера УВД", - рассказал Сергей Набоков. Об изменениях, которые претерпевает деятельность международной организация ГА в связи с развитием БАС, рассказал эксперт от России в ИКАО Андрей Яблоков. В частности, он пояснил, что в этой организации сформирована отдельная панель по дистанционно пилотируемым авиационным системам, в которой особое внимание уделено большим ДПАС. В панели участвуют 150 человек, которые регулярно проводят встречи по теме БАС. "Фокус панели сосредоточен сейчас на международных полетах. Аэротакси и перевозка людей - это уже следующий этап. Внутри панели имеется восемь рабочих групп - летная годность, линия контроля и управления С2, DAA и прочие", - рассказал Андрей Яблоков. Также эксперт отметил, что в рамках проводимой работы особый упор делается на вопросе безопасности полетов. Именно поэтому в ИКАО большое внимание уделяется такой технологии, как DAA, а также вводится новое для ГА понятие - линия контроля и управления С2. "С точки зрения УВД позиция экспертов ИКАО такова - правила, процедуры, технологии в сфере БАС должны быть максимально близки стандартизованным авиационным системам, традиционно используемым пилотируемой авиацией", - подчеркнул эксперт ИКАО. Сегодня вопрос авиационной кибербезопасности - один из самых актуальных для отрасли. При этом, тема эта настолько емкая, что, порой, сложно договориться о самых простых понятиях. Этой сложной проблематике был посвящен доклад представителя ФГУП ГосНИИ ГА Андрея Никитина. "В ИКАО вопросами кибербезопасности занимаются несколько рабочих групп. Это и группа по авиационной безопасности, и отдельная исследовательская группа при секретариате ИКАО по кибербезопасности. Первая группа оценивает риск кибератак в целом как низкий. Однако здесь надо сделать оговорку: оценка происходит, исходя из предположения, что государства эффективно осуществили все необходимые меры по обеспечению безопасности, которые предусмотрены документами ИКАО. В частности, Приложением №17", - рассказал Андрей Никитин. В то же время исследовательская группа в рамках своей работы на протяжении последних лет угрозы кибербезопасности стали реальным фактором риска для авиационного сектора. ИКАО рекомендует всем заинтересованным сторонам определять критически важные системы, включая угрозы этим системам и обеспечивать разработку соответствующих мер их защиты. Схожие рекомендации даны и в ГАНП. "Отправной точкой стала 39-я сессия Ассамблеи, в рамках которой была подготовлена резолюция А39-WP/17 по решению проблем кибербезопасности в ГА. Данная резолюция определяет ряд основных мер по противодействию киберугроз. Это такие, как определение угрозы и факторы риска, определение круга обязанностей национальных органов и заинтересованных сторон, выработка общих критериев для определения критичности систем. В области управления рисками кибербезопасности ИКАО предлагает переходить к рискориентированному подходу", - сообщил докладчик. В России для решения вопросов кибербезопасности в авиации также предпринимаются определенные шаги. С 1 января 2018 года вступил в действие закон №187 о безопасности критической информационной инфраструктуры. Однако, по словам Андрея Никитина, далеко не все, ля кого он написан, вообще знают о его существовании. "Закон касается всех государственных организаций, учреждений, российских юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которым по праву собственности, аренды или на ином законном основании принадлежат информационные системы, информационные телекоммуникационные сети и автоматизированные системы управления, функционирующие в 12 установленных сферах. Все организации должны произвести у себя обследования с выявлением критической информационной инфраструктуры, после чего откатегорировать ее", - просветил он присутствующих. Также в рамках закона эти организации обязаны обмениваться информацией по киберинцидентам с государственной системой обнаружения и предотвращения компьютерных атак - ГосСОПКА, которая находится в ведении ФСБ. Завершая свое выступление, Андрей Никитин посетовал на отсутствие статистики по кибербезопасности и киберинцидентам. Сотрудник ФГУП ГосНИИ ГА Геннадий Глухов рассказал о другой важной стороне деятельности ИКАО - механизме непрерывного мониторинга в области безопасности полетов, а также о российской онлайн системе "СИМБАД", позволившей отечественным профильным ведомствам осуществлять качественный обмен данными с международной организацией ГА в режиме реального времени. "ИКАО планомерно внедряла механизм непрерывного мониторинга, который способствует безопасности полетов посредством мониторинга возможностей стран. Государства должны предоставлять обширный перечень информации в онлайн систему механизма непрерывного мониторинга, такие как вопросники об авиационной деятельности, ответы государства на вопросы протокола, контрольный перечень соответствия положения, планы мероприятий по устранению недостатков и прочее", - проинформировал он присутствующих. С докладом "Направления развития технологий связи, навигации и наблюдения в соответствии с ГАНП ИКАО" выступил начальник отдела Минтранса Р Ф Андрей Потемкин. По его словам, цель международной организации в сфере БАС - достижение совместных полетов пилотируемой и беспилотной авиации до 2050 года. И здесь особую важность приобретают технологии наблюдения, которые могут обеспечить на должном уровне эшелонирование. "На полях 40-й сессии Ассамблеи ИКАО мне удалось пообщаться с бельгийскими коллегами, которые плотно занимаются полетами до 150 м в Брюсселе. Они активно ведут тестирование технологии сотовых операторов, но отмечают, что она способна обеспечить лишь дополнительную информационную функцию", - рассказал представитель Минтранса. Как отметил Андрей Потемкин, сотовая связь стабильна максимум до 220 м и практически не работает за пределами густонаселенных пунктов. В связи с этим в мире сегодня рассматриваются самые разные технологии, сопрягаемые с традиционными авиационными стандартами. "Активно развивается режим S", - сказал Андрей Потемкин. - B его возможности постоянно расширяются. Сегодня эта технология уже рассматривается в рамках развития космического туризма, что, безусловно, расширяет границы возможностей ИКАО"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Sky review». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка