Опубликовано: 27.12.2019, 13:58
 

Небо-2019: инновации и прорывы

Топ-5 главных достижений российской системы ОрВД уходящего года


[image]

2019 год для отечественной аэронавигационной отрасли получился насыщенным. Модернизация УВД, проводимая российским властями в последние годы, продолжается и приносит свои результаты. Безусловно, остается еще достаточно нерешенных вопросов, но важно, что наметился тренд. И связан он с масштабным обновлением системы ОрВД с внедрением современных технологий, советующих мировым стандартам. Вместе с ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" Sky review подводит итоги важнейших мероприятий в области отечественной аэронавигации за 2019 год.

Обуздать авиатрафик

Мероприятие


Обслуживание воздушного движения во время проведения Всемирной зимней универсиады в Красноярске и первого в истории саммита с экономическим форумом "Россия-Африка" в Сочи.

Акторы

Генеральная дирекция ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", филиал "Аэронавигация Центральной Сибири", "Аэронавигация Западной Сибири", филиал "Аэронавигация Юга".

Досье

Для обеспечения бесперебойного авиасообщения во время универсиады были разработаны и выполнены планы мероприятий по подготовке к обслуживанию воздушного движения в период проведения мероприятия; в ВП Красноярска в целях обеспечения безопасности устанавливались зона ограничения полетов и запретная зона; разрешения на полеты выдавались межведомственным оперативным штабом, в который входили представители силовых структур, Росавиации; планы полетов обрабатывались оперативными органами Единой системы ОрВД.

КПД

В эти дни в аэропорту Красноярска (Емельяново) было осуществлено 1 298 взлетно-посадочных операций. Пиковая нагрузка на авиадиспетчерские службы была зафиксирована в день завершения игр 12 марта - 89 ВПО в сутки. Кроме того, во время соревнований были обеспечены пять полетов беспилотников для проведения воздушных съемок, 39 подъемов аэростатов в запретной зоне и зоне ограничений полетов, два полета ВС АОН. По данным Международного аэропорта Красноярск за время зимних студенческих игр было обслужено около 130 тысяч пассажиров и обработано около 1 400 тонн багажа.

Полеты регулярных внутренних, международных рейсов и деловой авиации в рамках саммита "Россия-Африка" выполнялись в строгом соответствии с поданными планам. С 21 по 26 октября выполнено 948 взлетно-посадочных операций, в том числе, специальные и литерные рейсы.

Укрупнение в Сибири

Мероприятие


Ввод Новосибирского укрупненного центра 16 октября 2019 года. Премьер-министр Р Ф Дмитрий Медведев в ходе рабочего визита в Екатеринбург в режиме телемоста торжественно открыл новый Новосибирский укрупненный центр Единой системы ОрВД. В церемонии приняли участие зампредседателя правительства Максим Акимов, министр транспорта Евгений Дитрих, руководитель Росавиации Александр Нерадько, губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев, генеральный директор ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" Игорь Моисеенко.

Акторы

Генеральная дирекция ФГУК "Госкорпорация по ОрВД", филиал "Аэронавигация Западной Сибири", филиал "Аэронавигация Урала".

Досье

В зоне ответственности Новосибирского укрупненного центра - воздушное пространство над Омской, Томской, Кемеровской, Новосибирской областями, Алтайским краем и Республикой Алтай общей площадью около 1 млн км². Новосибирский Центр ОВД занимает лидирующее положение в филиале "Аэронавигация Западной Сибири" по объему выполняемых работ: в 2018 году он обслужил около 80% всех ВС.

Необходимость ввода УЦ назрела давно. Укрупнение началось в 2007 году. Первым присоединили ВРЦ Новый Васюган, закончили - Р Ц Омск в 2013 году. Подготовка к переходу осуществлялась планомерно, с июля 2018 года, диспетчерский и инженерный составы прошли соответствующее учение. Диспетчеры дополнительно отработали комплекс упражнений на тренажере. Непосредственно переход с одной системы УВД на другую длился всего 10 минут и для пользователей ВП и смежных РЦ прошел незаметно.

КПД

Новая АС ОрВД "Альфа-5" является открытой модульной системой с распределенной структурой обработки информации, имеет возможности наращивания (может обслуживать до 10 000 треков ВС), подключения дополнительных источников информации о воздушной обстановке, что позволяет ее модернизировать. Система обладает хорошим потенциалом на многие годы вперед, оснащена самыми современными средствами приема, обработки и отображения информации, системой дистанционного контроля и защиты от несанкционированного доступа к информации, резервной системой обработки информации "Байпас". К АС ОрВД подключена МПСН, обеспечивающая получение дополнительной информации о движении ВС. Чтобы повысить ситуационную осведомленность диспетчера руления, планируется установить КСА УВН, а также второй радиолокатор обзора летного поля.

Эффект для столицы

Мероприятие


Работа над новой структурой ВП Московской зоны ЕС ОрВД. Вице-премьером правительства РФ Максимом Акимовым официально озвучена дата ввода в эксплуатацию новой структуры воздушного пространства Московской зоны - 3 декабря 2020 года.

Акторы

Генеральная дирекция ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", филиал "МЦ АУВД".

Досье

Внедрение новой структуры воздушного пространства позволит снять существующие проблемы организации воздушного движения в Московской зоне ЕС ОрВД. При внедрении новой структуры воздушного пространства система ОрВД больше не будет сдерживающим фактором для наращивания объемов воздушного движения на основные аэродромы Московского аэроузла.

Существует несколько проблемных вопросов в МУДР. К примеру, близкое взаимное расположение трех наиболее загруженных аэродромов Шереметьево, Домодедово, Внуково при наличии большого количества других аэродромов с меньшей интенсивностью полетов. Еще одна болевая точка - беспрецедентное количество запретных зон и зон ограничения полетов как в зоне РДЦ. Имеются и другие проблемы, решаемые путем модернизации существующей структуры.

Новые эксплуатационные свойства проектируемой структуры воздушного пространства Московской зоны ЕС ОрВД включат применение маршрутов зональной навигации (навигации, основанной на характеристиках); полная бесконфликтность между схемами прибытия и схемами вылета основных аэродромов при любых сочетаниях режимов использования ВПП ("встроенное эшелонирование"); единая высота перехода в Московском узловом диспетчерском районе (МУДР) с выдерживанием абсолютной высоты полета (QNH) в футах на высотах ниже эшелона переход; унификация процедур формирования интервалов выхода прилетающих воздушных судов на траекторию захода на посадку (технология Point Merge System) и др.

КПД

Ожидается, что новая структура ВП позволит радикально повысить эффективность организации воздушного движения в Московской зоне ЕС ОрВД по следующим показателям: уменьшение снижение диспетчеров, уменьшение задержек, повышение пропускной способности, возможность внедрения перспективных интеллектуальных технологий управления потоками прилетающих и вылетающих воздушных судов (AMAN/DMAN).

Саха ждет перемен

Мероприятие


Укрупнение в Якутске.

Акторы

ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", филиал "Аэронавигация Северо-Восточной Сибири".

Досье

Недавно в филиале "Аэронавигация Северо-Восточной Сибири" в присутствии заместителя руководителя Росавиации Дмитрия Ядрова, заместителя гендиректора ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" Никиты Данилова состоялись открытие четырех дополнительных секторов РЦ ЕС ОрВД Якутск и старт работы в составе 12 секторов в укрупненном районе ответственности, размещенных в реконструированном здании действующего командно-диспетчерского пункта в городе Якутске. Таким образом, районное диспетчерское обслуживание воздушного движения в воздушном пространстве РФ в административных границах Республики Саха (Якутия) и над частью акватории Северного Ледовитого океана осуществляется единым центром из города Якутска. Сдача в эксплуатацию новых технологического здания и оборудования Якутского У Ц запланировано на конец 2020 - начало 2021 гг.

КПД

Итогом укрупнения станет аэронавигационное обслуживание воздушных судов, включающее в себя планирование, координирование, непосредственное управление воздушным движением. И что самое главное - обеспечение безопасности полетов в воздушном пространстве, простирающемся над территорией Республики Саха (Якутия), будет осуществляться из единого зала посредством самой современной техники.

Третья - не лишняя

Мероприятие


Ввод третьей взлетно-посадочной полосы (ВПП-3) в Шереметьево.

Акторы

Росавиация, ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", Международный аэропорт Шереметьево, ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)", ФГУП ГПИ, НИИ ГА "Аэропроект", ООО "Трансстроимеханизация".

Досье

Строительство комплекса новой ВПП-3 Шереметьево осуществлялось в период с 2011 по 2017 гг. в рамках федеральной целевой программы "Расширение транспортной системы России (2010−2021 гг.)", а с 2018 года - по госпрограмме РФ "Развитие транспортной системы". ВПП-3 оснащена объектами радиотехнического обеспечения полетов и светосигнальным оборудованием, сетью рулежных дорожек, новым командно-диспетчерским пунктом (КДП), аварийно-спасательной станцией, патрульно-производственной и патрульной автодорогами, ограждениями аэродромного комплекса, очистными сооружениями поверхностных стоков.

В рамках работ внедрены новые SID/STAR; созданы новые секторы УВД ШП и М0; переработаны и утверждены новые "Технологии работы диспетчеров", обеспечивающих прилеты и вылеты воздушных судов на аэродроме Шереметьево. Также организовано воздушное движение с КДП "Вышка - 3" Шереметьевского центра ОВД. Высота стратегически важного объекта составляет 32 метра, площадь - 2500 кв.м. Новое КДП оснащено современными отечественными техническими средствами автоматизации УВД, радиотехническими средствами обеспечения полетов и инженерными системами жизнеобеспечения. Перед вводом в эксплуатацию на новых рабочих местах шла подготовка авиадиспетчеров и специалистов службы ЭРТОС Шереметьевского центра ОВД.

19 сентября 2019 года на новой ВПП-3 аэродрома Шереметьево первую посадку совершил самолет крупнейшей российской авиакомпании "Аэрофлот", следовавший по маршруту Санкт-Петербург - Москва. В дальнейшем полеты воздушных судов с использованием ВПП-3 стали осуществляться на регулярной основе.

КДП

Третья ВПП увеличит пропускную способность аэродрома с 55 до 90 взлетно-посадочных операций в час. ВПП-3 имеет размеры 3200×60 м, что позволяет осуществлять посадку всех типов воздушных судов как российского, так и иностранного производства. ВПП-3 обеспечивает заходы на посадку по III, А категории ICAO.

 

Дайджест прессы за 27 декабря 2019 года | Дайджест публикаций за 27 декабря 2019 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Sky review». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Федеральное агентство воздушного транспорта, Новые Технологии (в процессе тестирования)