Автор: Антон Лавров, Роман Крецул, Алексей Рамм
Опубликовано: 14.01.2020, 08:25
 

ПАКетное соглашение: новейшему бомбардировщику назначили сроки выхода в серию

Начался очередной этап в разработке самого современного в мире стратегического ракетоносца


[image]

Российский стелс-бомбардировщик ПАК ДА (перспективный авиационный комплекс дальней авиации) должен пойти в серию в 2027 году. Предварительные испытания назначены на апрель 2023 года, а государственные - на февраль 2026-го. Об этом говорится в контракте Минобороны и КБ Туполева, копия которого есть в распоряжении "Известий".

ПАК ДА будет построен по технологии "стелс" - он практически невидим для радаров противника. Новейшие бомбардировщики вооружат гиперзвуковыми ракетами. Они смогут поражать стратегически важные объекты противника с расстояния в тысячи километров, оставаясь неуязвимыми для истребителей.

Кресла за полмиллиарда

Согласно контракту, планируется выпустить три летных образца бомбардировщика. Предварительные испытания собранных прототипов, включая систему спасения, предписано начать в апреле 2023 года и завершить к осени 2025-го. Затем последует этап государственных испытаний.

Экипаж новой машины будет состоять из четырех человек, как и на стратегическом ракетоносце Ту-160. Для оснащения первых ПАК ДА изготовят 12 катапультных кресел. Их создание и подготовка к серийному производству обойдется в 500 млн рублей.

- Предварительно машина тестируется в основных режимах работы, - рассказал "Известиям" заслуженный летчик-испытатель, Герой России Игорь Маликов. - Обычно на это требуется 50-100 полетов и полгода-год времени. В процессе выявляются конструктивные недостатки, они устраняются. Затем самолет передают на государственные испытания, на которых проверяется абсолютно все. Машины экзаменуют при разных температурах, высотах и скоростях.

Впервые новая модель поднимется в воздух в ходе заводских испытаний, рассказал Игорь Маликов. Как правило, проводится несколько полетов. Они довольно простые: взлет, один-два круга и посадка. Обычно даже шасси не убираются. На этом этапе главное - убедиться, что машина держится в воздухе. Продолжаться он может от двух месяцев до полугода.

Поколение выбирают

В 2017 году Юрий Борисов, бывший тогда замминистра обороны, заявлял, что летные испытания первых прототипов могут начаться в 2025 году, а выпускать их станут в 2028-2029 годах.

- Переход на новое поколение - это технически сложный и долгий процесс, и, скорее всего, госиспытания растянутся больше чем на два года, - считает Игорь Маликов. - На перспективном бомбардировщике применяются новые химические материалы и краска, он выполнен по другой конструкции.

Военные определились с финальным техническим обликом бомбардировщика в июле 2017 года. В конце того же года с ПАО "Туполев" был заключен госконтракт на выполнение опытно-конструкторской работы по созданию боевой машины. Программа ОКР получила кодовое обозначение "Посланник-1". Разработка средств спасения экипажа является составной частью этого многомиллиардного проекта.

С 2009 года ПАО "Туполев" выполняло контракт на эскизное проектирование самолета. Военные приняли решение, что ПАК ДА будет дозвуковым и малозаметным, выполненным по схеме "летающее крыло" (фюзеляж и крыло самолета представляют единую конструкцию, и у машины нет хвостового оперения). В начале 2017 года появились полноразмерный макет и цифровая модель.

Самолет будет иметь увеличенную, по сравнению с Ту-160, продолжительность полета без дозаправки и нести большую боевую нагрузку. Помимо обычных и ядерных боеприпасов, ПАК ДА планируется оснастить также гиперзвуковыми вооружениями и ракетами "воздух-воздух" для самообороны.

Его задел

В конце декабря замминистра обороны Алексей Криворучко заявил, что предприятия ВПК уже приступили к строительству элементов ПАК ДА, которые будут использованы для сборки тестовых образцов.

Известно о работе над ключевыми системам нового бомбардировщика. Согласно документации на сайте госзакупок, в наступившем году планируется начать испытания двигателя на летающей лаборатории Ил-76. Контракт на разработку двигателя с тягой 23 т. с. был заключен между Объединенной двигателестроительной корпорацией и ПАО "Туполев" в июне 2018 года. Новинка должна обеспечивать малозаметному "летающему крылу" продолжительность полета не менее 30 часов, что необходимо для дальнего бомбардировщика, который планировался как замена одновременно Ту-160 и Ту-95МС.

- Стратегические бомбардировщики, находящиеся сейчас в строю, далеко не исчерпали свой потенциал, - считает вице-президент Академии геополитических проблем Владимир Анохин. - Американцы пока не планируют отказываться от B52, разработанных в 1950-е годы. В ВКС исправно несут службу турбовинтовые Ту-95, также созданные в середине прошлого века. Модернизируются сверхзвуковые Ту-160. Однако рано или поздно они отслужат свой срок, и замену готовить надо уже сейчас.

По словам эксперта, ПАК ДА - это новый этап в развитии конструкторской мысли, и эти работы важны в первую очередь для авиастроения и подготовки инженерных кадров. В течение многих лет новую платформу можно будет развивать и совершенствовать.

Сейчас дальняя авиация находится на этапе модернизации. Началось строительство новых стратегических Ту-160М. Обновляются Ту-95СМ, а также Ту-22М3, который получит возможность использования новейших высокоточных ракет.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 14 января 2020 года | Дайджест публикаций за 14 января 2020 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости