О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Фура в небе: самый большой самолет в мире

Постройка крупных пассажирских авиалайнеров сегодня задачка не из легких. А как на счет здоровенного транспортника, да такого, чтоб в него влезала пара крыльев от какого-нибудь Airbus A350 или детали фюзеляжа A380?

Постройка крупных пассажирских авиалайнеров сегодня задачка не из легких. А как на счет здоровенного транспортника, да такого, чтоб в него влезала пара крыльев от какого-нибудь Airbus A350 или детали фюзеляжа A380? Сказано - сделано: спецы из французской авиастроительной верфи создали именно такой.

Новый Airbus Beluga XL, первый рабочий рейс которого состоялся в январе 2020 года, привлекает не только своим внешним видом. За задорной улыбкой зубастого кита белухи (не путать с белугой - рыбой семейства осетровых), нарисованной на огромном фюзеляже, скрываются рекордные характеристики, а приставка XL как бы намекает: первая Beluga ST от Airbus, построенная еще в 1995 году, уже не самый большой транспортный борт у французов.

Вам ничего не говорят такие показатели, как общая длина в 63,1 метра и высота без малого 19 метров? Если честно, нам тоже. Тогда представьте большого синего кита, чей только язык больше целого африканского слона. Так вот длина Beluga XL равна двум таким китам, а прежняя "Белуха" была на семь метров короче. В холке Beluga XL на уровне седьмого этажа - плюс полметра к предшественнику, - а в ширину транспортник прибавил метр.

У Airbus в самом деле получился грузовик категории extra large. В "Белуху" поместятся сразу две консоли крыла A350 (раньше только одна), общая максимальная грузоподъемность выросла до 51 тонны, а это семь слонов!

Изменилась и техническая составляющая транспортника, причем речь не о банальном "тюнинге". Если за основу первой "Белухи" был взят видавший виды A300, то база у Beluga XL от более современного A330 с парой двигателей Rolls Royce T772B. Высота полета осталась неизменной - 10,5 тысяч метров, но дальность выросла до 4000 километров при максимальной загрузке. В компании уверены, что каждая Beluga XL (всего планируется построить шесть бортов) в год будет пролетать по 6,5 миллионов километров, а это 17 расстояний до Луны.

Зачем это надо? Все просто: у Airbus аж 11 производств по всей Европе, а финальная сборка происходит на линии в Тулузе и Гамбурге. По земле и по воде перемещать крупноформатные детали самолетов очень сложно да и накладно. Единственный выход - корпоративный парк "авиагрузовиков". И чем вместительнее они будут, тем ниже упадет себестоимость производства.

Небесные грузовики

Подобные тяжеловесы не новинка. Большие транспортники создавались еще с середины XX века по всему миру и даже в Советском Союзе. В 1961 году по заказу NASA конструкторы компании Aero Spacelines переоборудовали пассажирский Boeing B-377 Stratocruiser в грузовую модель B-377PG, которая могла увезти за раз до 15,5 тонны груза. Так на свет появилась "Беременная гуппи" - чудаковатого вида самолет с одутловатым фюзеляжем, в самом деле напоминающим вот-вот разродившуюся рыбку. Основной задачей борта была перевозка ракетоносителей и прочих крупных деталей от подрядчиков по всей стране к месту окончательной сборки и запуску. Кстати, увидев впервые самолет, представитель сертификационной комиссии заявил, что этот мастодонт не способен оторваться от земли. Но зачетный полет прошел как по маслу, и борт получил свидетельство летной годности.

"Беременная гуппи" трудилась недолго. Росли масса и размеры ракетоносителей, и всего спустя пару лет "рыбку" заменили: все из того же Boeing B-377 построили самолет с еще большим фюзелляжем и рабочим названием Very Pregnant Guppy ("Очень беременная гуппи"), но в последствии "грузовик" переименовали в Super Guppy.

В Советах в начале 1980-х построили тяжелый транспортный самолет ВМ-Т "Атлант" на базе стратегического бомбардировщика 3 М. Основным отличием был способ крепления груза не внутри фюзелляжа, а сверху. Из-за закрепленного таким образом громоздкого грузового контейнера этого самолет прозвали "летающей бочкой". Бочка, не бочка, а свою работу оба построенных транспортника выполняли: в общей сложности ими было совершено 150 полетов по доставке на "Байконур" частей комплексов "Энергия" и "Буран".

Для перевозки "Бурана" в СССР решили построить еще один транспортник сверхбольшой грузоподъемности - Ан-225 "Мрия". В отличие от "Атланта", у Ан-225 был здоровенный фюзелляж для перевозки грузов весом до 200 тонн, ведь за его основу был взят солидный Ан-124. Плюс все та же возможность крепления "Бурана" сверху фюзеляжа, для чего пришлось заменить однокилевое хвостовое оперение двухкилевым, чтобы избежать его аэродинамического затенения. Планировалось построить два борта, но что-то пошло не так, и на свет появился Ан-225 в единственном экземпляре. Стать первой ступенью системы воздушного старта "Бурана" ему тоже не удалось: "Мрия" прокатила "Буран" только один раз на Парижский авиасалон в 1989 году. К слову, Ан-225 трудится и по сей день в компании Antonov Airlines, тогда как оба "Атланта" законсервированы на неопределенный срок....
Авторские права на данный материал принадлежат «Популярная механика». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка