Автор: Арсений Гришин
Опубликовано: 29.01.2020, 08:36
 

Как американская ракета "воздух-воздух" долетела до Москвы

Задав работы советским конструкторам, "Сайдуиндер" в итоге вернулся в Китай


[image]

К концу 50-х годов советские конструкторы знали, что американцы близки к созданию ракеты "воздух-воздух", способной радикально изменить все известные на тот момент тактики воздушного боя. Аналогичные разработки велись и у нас, но неизвестно, когда подобное изделие было бы принято на вооружение и какими бы характеристиками обладало.

Помог случай - Китай в очередной раз поцапался с Тайванем, в воздух с обеих сторон поднялись истребители… Тот кризис назвали войной пушек - китайская артиллерия обстреляла контролируемые Тайванем острова Мацзу и Цзинмэнь, расположенные рядом с материком. А можно было бы сказать: война ракет. В разгоревшихся воздушных боях американские "Сейбры" F-86 из состава тайваньских ВВС проигрывали "китайским" МиГ-15бис и МиГ-17. И тогда США решили помочь союзникам, предоставив им совершенно секретное оружие - ракеты "воздух-воздух" AIM-9B Sidewinder. Штатовские авиатехники на базе "Синьчжу" на Тайване оснастили 20 "Сейбров" специальными направляющими.

Первое в истории применение в бою ракет подобного типа состоялось 24 сентября 1958 года. Четыре "Сейбра" выпустили ракеты с дистанции порядка 2,5 километра, и результат оказался неожиданным для обеих сторон.

Тайвань заявил, что минимум шесть самолетов противника сбиты "Сайдуиндерами". Китайские летчики были абсолютно не готовы к такому повороту событий, хотя по их информации ракета поразила лишь один МиГ. Но компенсацию за урон Китай получил изрядную - несколько промазавших ракет упали на землю. Для их поиска солдаты НОАК пропахали 100 квадратных километров площади и собрали все обломки, по которым вполне можно было определить конструкцию. А в болотах нашли и целый экземпляр. Рассказывают, что один "Сайдуиндер", не взорвавшись, просто пробил фюзеляж МиГа, на котором и приехал на китайский аэродром. В хрущевские времена отношения СССР с КНР были уже не столь теплыми, как ранее, тем не менее весь ракетный урожай, включая самое ценное - головки самонаведения, быстро оказался в Москве.

Работы по изучению трофея и дальнейшему использованию американских идей в "народном хозяйстве" возглавил Иван Торопов, в то время главный конструктор Завода опытного вооружения № 134 (ныне ГосМКБ "Вымпел", КТРВ). Задача оказалась архитрудной - почти все электронные компоненты для надежной фиксации были залиты герметиком, и чтобы их исследовать, пришлось, вспоминают ветераны, обратиться за помощью к мастерам-косторезам, которые скрупулезно вычищали блоки, снимая слои в десятые доли миллиметра. Заключение конструкторов было неутешительным для советской военной науки - американцы обогнали нас в разработке этого вида оружия по всем направлениям. Те ГСН, что делали наши конструкторы, в то время могли более или менее эффективно работать лишь в темное время суток. Да и в компоновочном варианте наша передовая на тот момент толстенькая ракета К-5 даже визуально проигрывала весьма изящному "Сайдуиндеру". Новым для нас было все - и плотный, без пустот монтаж, и система стабилизации полета, и твердотопливный двигатель, опровергавший каноны советской науки. Теоретически ТРД такого удлинения просто не мог работать, но он функционировал исправно благодаря особой топливной смеси.

Так что когда было принято решении о создании своего изделия на базе "Сайдуиндера" (ОКР К-13), дело нашлось всем - и химикам, и разработчикам элементной базы, и металлургам, что пошло лишь на благо развитию кооперации в отечественной "оборонке". Несмотря на огромное количество проблем, изделие К-13 довели до серийного производства достаточно быстро, и уже в феврале 1960-го выпуск советских аналогов AIM-9 развернули на двух заводах - в Москве и Киеве. Спустя год получили соответствующую благодарность и китайские товарищи - им были переданы натурные образцы ракеты, вся техническая документация плюс оказана помощь в организации производства. Ракета PL-2, а именно так переводится AIM-9 и К-13 на китайский, сослужила хорошую службу и конструкторам Поднебесной, резко подняв их уровень и позволив в дальнейшем выпустить серийно ряд модернизированных образцов.

В войска ракета К-13 пошла с наименованием Р-3С и впервые была продемонстрирована публично на истребителях МиГ-21 на воздушном параде 9 июля 1961 года.

 

Дайджест прессы за 29 января 2020 года | Дайджест публикаций за 29 января 2020 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости