О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Валентин Близнюк - человек и самолет

В настоящее время в интересах дальней авиации ВВС России реализуется ряд программ. Наиболее знаковыми из них считаются возобновление серийного производства Ту-160, а также ремонт и модернизация действующего авиапарка этого самолета

В настоящее время в интересах дальней авиации ВВС России реализуется ряд программ. Наиболее знаковыми из них считаются возобновление серийного производства Ту-160, а также ремонт и модернизация действующего авиапарка этого самолета. По ступеням конструкторского мастерства Повествование о Ту-160 приходится начать с печальной новости ушедшего года. 30 декабря 2019 года на 92-м году жизни после тяжелой и продолжительной болезни скончался руководитель работ, главный конструктор авиационного комплекса Ту-160 и его модификаций, лауреат Государственной премии СССР Валентин Близнюк. Валентин Иванович пришел в авиастроение через легендарную альма-матер - Московский авиационный институт. В конструкторское бюро Туполева он был принят на работу в 1952 году рядовым инженером-конструктором. Валентин Близнюк участвовал в разработке опытных и серийных самолетов Ту-91, Ту-95, Ту-22, Ту-16. Отдельной строкой в биографии конструктора стало руководство разработками технических проектов специальных комплексов, включающих Ту-121, Ту-123, Ту-130, Ту-136, Ту-141, Ту-143. По оценкам экспертов, ряд конструктивных наработок и научно-технических решений, но уже с учетом новых технологий, материалов нашли применение и в современных проектах. К работе над Ту-160 приступили в начале 1970-х годов. Валентин Близнюк принимал участие в ней с первых дней, а в 1975 году был назначен главным конструктором и руководителем работ по проекту. Валентин Иванович осуществлял общее руководство по созданию перспективного стратегического авиационного комплекса, а также непосредственно руководил разработкой аэродинамической схемы самолета, его силовой установки, включая реализацию многих инновационных идей. В 1981 году авиационный комплекс впервые поднялся в воздух, а в 1987 году поступил на вооружение ВВС СССР. В дальнейшем Валентин Близнюк руководил работами по модификации, модернизации и дооснащению Ту-160. При его непосредственном участии был проработан и реализован первый вариант модернизации самолета, получившего в войсках негласное прозвище "Белый лебедь". В последние годы жизни он трудился в "Туполеве" в должности консультанта в Совете старейшин, передавал свой опыт новым поколениям авиастроителей, участвовал в процессах совершенствования производственной и научно-исследовательской базы предприятия, проводил анализ перспективных разработок. Заслуги Валентина Близнюка отмечены высокими государственными наградами. По оценке его коллег, это был выдающийся авиационный конструктор, талантливый организатор, отзывчивый и внимательный руководитель и друг. Валентин Иванович сделал огромный вклад в развитие отечественного авиастроения. Он создавал проекты и претворял их в жизнь, вкладывая свою энергию, знания и силы, свою искреннюю любовь к авиации и веру в ее перспективы. Штрихи к портрету "стратега" Рассказ о легендарном стратегическом авиакомплексе не будет полноценным, если не упомянуть некоторые знаковые факты, связанные с историей его создания. Начало 1960-х было сложным временем для отечественного военного авиастроения, шло существенное сокращение финансирования программ, связанных с пилотируемой авиацией. На высшем государственном уровне в плане обеспечения обороноспособности страны предпочтение отдавалось ракетостроению, которое порой превращалось в своего рода ракетоманию. Вместе с тем большое внимание уделялось развитию беспилотных комплексов для использования в воздушно-космической среде. Тем не менее круг задач, решаемых при использовании ракетного вооружения, в том числе с использованием беспилотных летательных аппаратов, помимо положительных сторон, имел и существенные ограничения. Они были обусловлены конструкциями изделий и главными отрицательными факторами считались: отсутствие у них возможности маневрирования на стратегическом, оперативном уровнях; невозможность вывода комплексов из-под ракетно-ядерного удара противника. Все это нивелировалось при использовании авиации стратегического уровня. Военными была сформулирована задача по созданию авиационного комплекса для дальней авиации. Изначальные тактико-технические характеристики для самолета-носителя и его вооружения были весьма жесткими. Об этом наиболее ярко свидетельствует требование выполнения полета самолета на скорости трех Махов. Руководители ведущих конструкторских бюро, участвовавших в конкурсе, выражали свою озабоченность в плане реализации программы по финансовым затратам. Лидирующую позицию в проводимом конкурсе заняло конструкторское бюро под руководством Павла Сухого. Как ни парадоксально звучит, но именно успехи авиаконструкторов его фирмы послужили довольно неожиданному решению на высшем государственном уровне. В целях практической реализации проекта необходимо было перепрофилировать казанское авиапредприятие, которое занималось выполнением заданий от конструкторского бюро Туполева. Негативные последствия от такого решения трудно просчитать и в наше время. Вполне понятно, что после перепрофилирования предприятия конструкторская школа патриарха советского самолетостроения Андрея Туполева де-факто перестала бы существовать. Это в то время, когда только-только улеглись негативные эмоции, связанные с потерей авиаконструкторских школ Владимира Мясищева и Семена Лавочкина. Вероятно, здесь в какой-то мере сработал и тот факт, что опытное конструкторское бюро Туполева вполне успешно реализовало проект первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144. Кстати, Валентин Близнюк принимал активное участие в этой программе и внес значительный вклад в техническое проектирование. На начальном этапе проекта он был начальником отдела, затем стал заместителем главного конструктора. Как бы то ни было, руководство страны приняло решение о проработке проекта нового "стратега" в ОКБ Туполева. Самолет инновационного прорыва Практическому проектированию Ту-160 предшествовали серьезные исследования новых концепций боевого применения стратегических авиационных комплексов. Своеобразным базовым фундаментом при проектировании нового самолета стала программа Ту-144, в ходе реализации которой специалисты ОКБ Туполева приобрели неоценимый опыт решения основных проблем сверхзвукового полета. Был получен практический опыт в проектировании конструкций с большим ресурсом работы в условиях длительного сверхзвукового полета. Помимо этого, имелись набор конструкционных теплостойких материалов с высокими физико-механическими характеристиками и внедренная технология их применения на серийном заводе. На Ту-144 реализованы решения практических вопросов по: эффективной теплозащите самолета, обеспечению термостабильности топлива, разработке всех самолетных систем, работающих в условиях длительного сверхзвукового полета, обеспечению герметичности кессон-баков, использованию мощных реактивных двигателей с многорежимными воздухозаборниками, принципам динамической теплозащиты и применения систем кондиционирования воздушного цикла. Все это дополнял опыт, полученный на самолетах типа Ту-22М: разработка систем вооружения и сложных авиационных ракетных комплексов, объединенных через сети вычислительных машин. При этом Минобороны скорректировало свои изначальные требования с учетом мирового опыта научно-технического развития в области военной авиации и вооружения для нее. Если изначально во главу угла ставились требования межконтинентального радиуса действия самолета и полеты на сверхзвуке, то впоследствии на главную роль стали выходить дозвуковые и маловысотные режимы полета. В связи с этим приняли решение о продолжении работ на базе использования новейших технологий в варианте самолета с изменяемой геометрией стреловидности крыла. Были проработаны многочисленные варианты с различной компоновкой, при нескольких аэродинамических профилях. После детального анализа и сравнительной оценки за основу был выбран вариант с горизонтальной компоновкой самолета. В ней сочетались четкость и простота конструктивно-силовой схемы авиакомплекса, возможность гарантированного обеспечения необходимых объемов для размещения топлива. Именно такая схема позволяла реализовать оптимальное сочетание характеристик многорежимного стратегического самолета в широком диапазоне скоростей и высот полета. Работами по Ту-160 в СССР занималось около 800 предприятий, организаций различного профиля. 18 декабря 1981 года летчик-испытатель Борис Веремей выполнил на самолете первый полет. В опытную эксплуатацию Ту-160 поступил в дальнюю авиацию весной 1987 года и 1 июня на машине выполнил первый полет строевой экипаж. В ходе проведения заводских, государственных испытаний и опытной войсковой эксплуатации проходила своего рода шлифовка авиационного комплекса. Ведь в нем реализовывались не только новейшие научно-технические идеи, технологии по использованию новых материалов, но и различные системы, спроектированные с учетом перспективного развития промышленности. Все это позволило создать машину с большим эволюционным потенциалом. Она в полной мере оправдала ожидания своих создателей, а ее потенциал, помимо всего прочего, был продемонстрирован в полетах, признанных рекордными. Всего на "стратеге" за время его существования установлено 44 мировых рекорда. Другим своеобразным свидетельством успешной реализации проекта стали попытки русофобов и прозападной, так называемой демократической, общественности возвести в абсолют недостатки, выявленные на Ту-160 в процессе эксплуатации, но давно успешно устраненные. Они из кожи вон лезут, пытаясь доказать ненужность машины, которой нет равных в мире. На сегодняшний день по ряду характеристик и технических возможностей "стратег" считается уникальной машиной. Он способен совершать сверхдальние перелеты, и как показал опыт полетов, используя функцию дозаправки, может находиться в воздухе длительное время. Осенью 2019 года два Ту-160 "Василий Решетников" и "Иван Ярыгин" приземлились на южноафриканском аэродроме Ватерклоф. Самолеты провели в воздухе более 13 часов, преодолев свыше 11 000 километров. Во время полета экипажи выполнили дозаправку. Минобороны пояснило, что в состав авиагруппы также входили самолеты военно-транспортной авиации Ил-62 и Ан-124 "Руслан". - Целью данного мероприятия стали обмен опытом между летным составом двух стран, организация взаимодействия между министерствами обороны России и ЮАР, а также подготовка и совершенствование боевой выучки летных экипажей в выполнении полетов на длительные расстояния и в южных широтах, - заявил командующий дальней авиацией ВВС генерал-лейтенант Сергей Кобылаш. Это не первый зарубежный визит самолетов российской дальней авиации в XXI веке. Ранее аналогичные полетные задания выполнялись в Венесуэле и Республике Никарагуа. Необходимо отметить, что по меркам военных авиаторов упомянутые полеты не самые длительные для "Белых лебедей". В 2010 году на серийных Ту-160 "Илья Муромец" и "Алексей Плохов" был поставлен мировой рекорд по продолжительности полета. В воздухе самолеты провели 24,5 часа. За сутки их экипажи совершили две дозаправки в воздухе, пролетев вдоль северного побережья Канады, над Северным Ледовитым и Тихим океанами. Самолет обладает и другими особенностями, имеющими большое значение. Так, при выполнении боевой задачи возможно использовать различные полетные профили как на сверхзвуковом, так и экономичном режиме с выполнением полета на малых и предельно малых высотах с огибанием рельефа местности. Авиакомплекс позволяет выполнять без дозаправки полетные задания на высотах более 21 000 метров на дальность около 14 000 км. Изменяемая геометрия крыльев позволяет ему развивать скорость на форсажном режиме до 2200 км/ч. Все это делает "Белого лебедя" крайне сложной мишенью для противника. На информационном поле порой звучат рассуждения о том, что боевые возможности Ту-160 сильно устарели. Минобороны России не делает официальных заявлений с детальным описанием возможностей авиакомплекса по выполнению какой-либо боевой задачи. Тем не менее, забегая вперед, надо отметить, что в военном ведомстве считают некорректным сравнение "Белого лебедя", снаряженного ракетами Х-55, Х-550 или даже Х-101, с создаваемым Ту-160М2. Новая модификация авиакомплекса получит новые высокоточные средства поражения, имеющие более высокие дальности и эффективность, которые оставят не у дел систему ПВО противника. Новый технологический уровень Несмотря на все достижения авиационного комплекса Ту-160, конструкторами прорабатывались различные варианты его модификации и использования в различных перспективных проектах. Однако в 1990-х годах авиационный комплекс находился, так скажем, у красной черты. В 1992 году Россия в одностороннем порядке прекратила полеты своей стратегической авиации в удаленные регионы. Борис Ельцин заявил о том, что в России Ту-160 больше не будет выпускаться. Некоторые горячие головы в порыве демократичного коленопреклонения перед западными ценностями заявляли о необходимости, как можно скорее списать на металлолом семейство Ту-160. Ситуация кардинально изменилась в начале ХХI века. На государственном уровне приняли решение о реализации программы по ремонту, а в дальнейшем и модернизации всего авиапарка "Белых лебедей". Модернизацию "стратега" в модификацию Ту-160М в Советском Союзе планировалось выполнить до 1996 года, но только в начале нашего века стали проводиться полноценные практические работы. Основные изменения коснулись бортового радиоэлектронного комплекса: устанавливаются новые бортовые центральные вычислительные машины, система спутниковой навигации. Модернизированный вариант может применять обычные свободнопадающие бомбы как высокоточные боеприпасы. Первым самолетом, прошедшим модернизацию стал Ту-160 с серийным № 02-02. После проделанной работы летом 2006 года он был передан военному ведомству и получил официальное наименование "Валентин Близнюк". Таким своеобразным образом Минобороны отметило заслуги авиаконструктора в создании "Белого лебедя". Передача самолета, без преувеличения, стала знаковым событием для авиастроителей. Впоследствии он стал использоваться в качестве летающей лаборатории, на которой проходят апробацию новые системы и комплексы. Следующим знаковым событием в истории "Белого лебедя" стало заявление, которое сделал весной 2015 года министр обороны генерал армии Сергей Шойгу. Он объявил о необходимости глубокой модернизации Ту-160 и восстановлении его производства в новом облике. Минобороны высказало авиастроителям свои требования к новой машине. По оценкам военных специалистов, это будет практически новый самолет, в 2,5 раза превосходящий своего предшественника по эффективности. Это планируется достичь, в частности, за счет реализации принципа интегрально-модульной авионики, когда каждый электронный блок самолета при необходимости может брать на себя функции других сходных систем управления. Помимо этого, Ту-160М2 будет оснащен новейшим бортовым комплексом обороны, современной надежной системой связи с усиленной помехозащищенностью, уникальным оружием, которое существенно расширит его боевые возможности при применении обычных и ядерных средств поражения. На самолет запланировали установку модернизированных двигателей НК-32 второй серии, что значительно увеличит дальность и продолжительность полета. После первоначальной проработки проекта стало понятно - производственная программа обширная, а вот имеющихся производственных мощностей недостаточно. Часть предприятий кооперации осталась в ближнем зарубежье, а использование импортной продукции для модернизации ключевых систем вооружения крайне нежелательно. Другой "минус" - некоторые предприятия, оставшиеся на территории России, перепрофилированы и не обладают компетенциями по производству комплектующих для продукции военного назначения. Поэтому Минпромторг спланировал поэтапные мероприятия по техперевооружению предприятий, участвующих в проекте, и увеличению их производственных мощностей. В настоящее время реализация решения о восстановлении производства Ту-160 находится на особом государственном контроле. Регулярно проводятся заседания межведомственной комиссии, которая контролирует ход выполнения запланированных работ. В свое время над этим самолетом работал практически весь Советский Союз, а сегодня это стало серьезным национальным проектом России. В целом все идет по графику. В центре внимания - технологические процессы, связанные с кардинальным обновлением производственных мощностей и компетенций. Не секрет, что ряд технологий был утрачен в 1990-х годах. Тем не менее сейчас их удалось не только восстановить, но и усовершенствовать. Наиболее ярким примером служит восстановление производства с использованием электронно-лучевой сварки. Она используется для сваривания титановых элементов балки центроплана Ту-160. Этот конструктивный элемент весом около шести тонн длиной 12,4 м и шириной 2,1 м считается становым хребтом "Белого лебедя". Вокруг него группируются остальные элементы планера. Установку по электронно-лучевой сварке не только восстановили, но и усовершенствовали, что существенно упростило технологию изготовления центроплана и сократило время производственного процесса. Создаются для самолета и новинки с учетом технических возможностей современного производства. Например, разработан новый композитный материал, который применили в качестве покрытия при остеклении кабины экипажа. Покрытие представляет собой слои оксидов металлов толщиной 70-90 нм. По заявлениям разработчиков, покрытие ослабляет тепловую составляющую солнечной радиации более чем в три раза, интегральный коэффициент пропускания в видимом диапазоне при этом составляет не менее 65 процентов, а воздействие ультрафиолетовой составляющей снижается более чем в четыре-шесть раз. Промежуточным итогом реализации проекта стала выкатка из цеха Казанского авиационного завода первого прототипа Ту-160М2. Она состоялась в ноябре 2017 года - это самолет Ту-160 № 08-04, собранный из советского задела. По заявлению замминистра обороны Алексея Криворучко, в настоящее время в рамках действующего контракта продолжается изготовление самолетов Ту-160М, с нарастающими поставками, начиная с 2021 года. При этом реализуются и другие проекты в интересах ВКС России, в том числе и дальней авиации. - Планово проводится модернизация стратегических ракетоносцев Ту-95, Ту-160 и дальних бомбардировщиков Ту-22М3. Они получают возможность нести как новейшие крылатые ракеты, так и другие перспективные средства поражения, - заявил Алексей Криворучко. - Идет строительство стратегического ракетоносца Ту-160М2. Первый его полет запланирован на 2021 год, а поставки в соединения и части дальней авиации должны начаться в 2023 году. До 2027 года будет закуплено десять таких ракетоносцев. В заключение остается отметить, что по оценкам специалистов Минобороны, опыт эксплуатации самолетов Ту-160 после прохождения ремонта и модернизации показывает, что потенциал "Белого лебедя" в полной мере соответствует настоящим и будущим задачам в плане обеспечения обороноспособности России. Убедительным подтверждением служит и выполнение боевых задач при проведении операции по разгрому международного терроризма на территории Сирийской Арабской Республики....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка