О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

10 лет в воздухе. Каких успехов достиг истребитель пятого поколения Су-57?

29 января 2010 г. первый полет совершил российский истребитель пятого поколения. Тогда он назывался Т-50 и был построен по программе ПАК ФА

29 января 2010 г. первый полет совершил российский истребитель пятого поколения. Тогда он назывался Т-50 и был построен по программе ПАК ФА (Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации). Позднее самолет был переименован в Су-57.

Взлеты и падение

На начальном этапе летных испытаний на самолет возлагались большие надежды. Уже существовал в металле прекрасный планер с хорошей аэродинамикой, созданный с учетом требований малой заметности в радиолокационном диапазоне.

На него предстояло установить много интересного: новый радар в носовой части, новое вооружение в отсеках внутри фюзеляжа и, главное, новый двигатель. Получилось не все. Не вина самолета, что некоторые ожидания оказались завышенными. За 10 лет проект истребителя пятого поколения получил несколько болезненных щелчков по носу. Первым в 2018 г. стал выход Индии из сотрудничества с Россией по программе разработки на базе Су-57 первого индийского истребителя пятого поколения. Формальной причиной послужило отсутствие серийно производимого нового двигателя. Вторым - падение Су-57 в тайгу конце прошлого года. Но обо всем по порядку.

Дело о движке

На сегодняшний день в металле изготовлено 13 Су-57. Десяток - для летных испытаний, три - для статических. На первых пяти серийных образцах были установлены так называемые двигатели первого этапа. Это АЛ-41Ф1 разработки НПО "Сатурн", которые давно освоены промышленностью. Такие стоят, например, на вполне современном истребителе Су-35С поколения 4++. Они обладают поворотным соплом, способным вращаться на 360 градусов, что обеспечивает самолету сверхманевренность. Но не обеспечивает полет на сверхзвуковой скорости без форсажа. А форсаж - это и перерасход топлива, и дополнительный износ турбин… К тому же летать на сверхзвуке без включения этого режима - одно из основных требований к самолету пятого поколения.

В 2017 г. начались испытания Су-57 с двигателем второго этапа. На конец прошлого года с новым движком было выполнено 16 полетов на летающей лаборатории. Чудо техники пока не имеет имени, а в документации называется "изделием 30". Считается, что его испытания и доводка потребуют еще 3 лет.

Дело об упавшем Су

25 декабря 2019 г. в Хабаровском крае разбился истребитель Су-57, принадлежавший Комсомольскому-на-Амуре авиазаводу им. Гагарина, который выпускает эти самолеты. Су-57 упал в тайге в 111 километрах от аэродрома Дземги, того самого, откуда истребитель пятого поколения впервые взлетел за 10 лет до того. Пилот остался жив. Вероятной причиной аварии считается отказ двигателя. Что характерно, двигателя первого этапа.

Упавший истребитель был первым серийным Су-57. До конца 2020 г. он должен был украсить собой Воздушно-космические силы России, но теперь, понятное дело, не украсит. Значит, поступление первого истребителя пятого поколения в войска переносится на год. Всего же контракт, подписанный в рамках форума "Армия-2019", предусматривает поставку в ВКС 76 Су-57 до 2028 г.

Что в активе?

Су-57 стали героями двух Московских авиакосмических салонов. На последнем МАКСе на самолет даже можно было посмотреть вблизи. Впечатление подпортил инцидент, когда у самолета на разбеге выпустился тормозной парашют. Взлет пришлось прекратить, чем вся история и закончилась.

Су-57 дважды испытывались в Сирии, в прошлом и позапрошлом годах. Поскольку воздушный противник для истребителей пятого поколения там отсутствовал, считается, что отрабатывались пуски ракет "воздух - земля". Предположительно, Х-59МК2 "Овод", доработанных под внутренний оружейный контейнер Су-57.

Пока Су-57 в строевых частях отсутствует, единственным серийным истребителем пятого поколения в мире остается американский F-35. Сравнивать его характеристики с характеристиками российского "одноклассника" не представляется возможным из-за отсутствия данных по Су-57. Но можно посмотреть, с какой скоростью работают с авиационной техникой у нас и в США. "Американец" начал разрабатываться в 1996 г., первый полет совершил в 2006-м, начал эксплуатироваться строевыми пилотами в 2012 г. В России программа ПАК ФА стартовала в 2001-м, первый полет имел место в 2010-м, в войска самолет попадет на ранее 2021 г. Что тут скажешь? Проблемы с внедрением у нас существуют еще со времен Советского Союза…...
Авторские права на данный материал принадлежат «Аргументы и факты». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка