О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Электросамолеты: перспективное ли будущее авиации?

На сегодняшний день разработано несколько моделей, начиная от малых, одноместных, таких как Vahana, и заканчивая более крупными моделями - как Alice от Eviation

На сегодняшний день разработано несколько моделей, начиная от малых, одноместных, таких как Vahana, и заканчивая более крупными моделями - как Alice от Eviation. Развитие летающего электротранспорта было дополнительно стимулировано появлением новой ниши - небольших электросамолетов вертикального взлета и посадки - eVTOL. В большей степени данный вид транспорта позиционируется для городских полетов, к примеру, для использования в качестве аэротакси. Среди мировых лидеров прототипы eHang, Lilium, Volocopter, Vahana, CityAirbus, которые уже не раз поднимались в воздух.

Вместе с тем намечается тенденция в появлении и более крупных среднемагистральных электросамолетов. К примеру, воздушное судно Alice производства израильской фирмы Eviation, которое было представлено на авиасалоне в Ле-Бурже в прошлом году. Alice способно взять на борт до 9 пассажиров и двух членов экипажа, а заявленная дальность полета составляет 1000 км на одном заряде аккумуляторов.

В сообществе уже сейчас разгораются нешуточные дискуссии, хорошо это или плохо - электросамолет. Насколько это надежно? Какие у него перспективы? В особенности, учитывая риски потенциальных возгораний, а они есть. К примеру, 22 января в аэропорту Аризоны на том же прототипе Alice был пожар, который уничтожил большую часть самолета. Во время инцидента никто не пострадал. Сообщается, что пожар возник в наземной аккумуляторной системе. Что говорить, если даже на инновационном Boeing Dreamliner были проблемы с возгоранием аккумуляторов.

Однако развитие данного направления во многом обусловлено экономической целесообразностью, и процесс уже запущен. К примеру, среднемагистральные воздушные суда чаще всего эксплуатируют небольшие авиакомпании, и для них переход от традиционного топлива на электричество сулит существенную экономию. Благодаря снижению стоимости топлива и расходов на техническое обслуживание, авиакомпании смогут предлагать гораздо более дешевые тарифы.

Руководитель MagniX, компании по производству электродвигателей, г-н Рой Ганзарски рассказывает:

"Эксплуатация самолета с электродвигателем обходится в среднем на 60−80% дешевле, чем с традиционными двигателями. Поэтому, когда авиакомпании смогут экономить до 60−80% на каждом часе полета, то они начнут предлагать более дешевые билеты. Это значит, что больше людей получат возможность летать, а не пользоваться, скажем, машиной".

Портал BBC уточняет, что затраты на топливо для 100 км полета Cessna Caravan составляют порядка 400 долларов США. На электросамолете данная статья расходов составит порядка 8-12 долларов на то же расстояние.

Отдельные авиакомпании уже сообщали о своих намерениях начать использовать гибридные или полностью электрические самолеты. К примеру, американская региональная Harbor Air планирует перевести весь парк ЛА на гибридные самолеты. ВС будут использовать обычные двигатели вместе с электрическими силовыми установками, что позволит авиакомпании существенно снизить расходы. Cape Air, одна из крупнейших региональных авиакомпаний в США, имеющая в своем составе 92 самолета, заключила контракт с вышеупомянутой Eviation на поставку электросамолетов Alice. Об амбициозных планах перехода на электрические самолеты для регулярных рейсов к 2030 году сообщали даже в EasyJet.

Любопытную аналогию можно провести с другой инновационной технологией - удаленными вышками УВД. Данная технология также изначально была ориентирована на небольшие и труднодоступные аэропорты с целью снизить издержки по их обслуживанию. Однако впоследствии решение показало свою эффективность и стало применяться в более крупных аэропортах. Перейдет ли электроавиация по аналогии с удаленными вышками УВД в более тяжеловесную категорию - покажет время. Однако стоит отметить, что некоторые крупные производители авиалайнеров уже заинтересовались данным направлением и создают концепции и прототипы.

В настоящее время можно точно сказать, что технология еще не вышла на такой уровень, чтобы можно было сделать экономически эффективный и полностью электрический самолет, сопоставимый по размерам с Boeing 747 или Airbus 350. Один из главных сдерживающих факторов - недостаточно эффективные аккумуляторы. Однако и в этом направлении ведется работа, а крупные игроки, такие как Airbus, создают специализированные научные центры для разработки более эффективных аккумуляторных батарей. Ранее сообщалось, что, начиная с 2010 года, глобальный спрос на литий-ионные аккумуляторы вырос более чем на 700%.

Дополнительным фактором, поддерживающим развитие данного направления, является глобальная тенденция в области экологии. В Европе, в частности, уже уточняли, что единственным способом существенно снизить вредные выбросы CO2 гражданской авиации является использование альтернативных источников энергии.

"Анализ технологий и технических проблем имеет основополагающее значение для гибридно-электрических двигателей. Решение проблемы изменения климата требует изучения новых технологий для коммерческой авиации, которая составляет основную часть текущих выбросов", - сообщили во Французском центре аэрокосмических исследований ONERA.

Европейский промышленный и научный консорциум разработает дорожную карту для развития гибридных электрических двигателей для коммерческих самолетов в рамках проекта, финансируемого Европейской комиссией (ЕС), а в EASA уже сообщили, что начнут классифицировать воздушные суда по объему вредных выбросов CO2. Так что похоже, что переход авиации к гибридным или полностью электрическим самолетам - это вопрос времени, однако сколько его потребуется, пока сказать сложно....
Авторские права на данный материал принадлежат «Sky review». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка