Бизнес-Online
3 февраля 2020, 09:32
"Завод - умница!": как взлетел первый Ту-160М - публикуем видео
На Казанском авиазаводе и в КБ "Туполева" - праздник: вчера в первый полет подняли долгожданный Ту-160М
"Все работали одной командой"
2 февраля 2020 года на Казанском авиазаводе им. Горбунова - филиале ПАО "Туполев" (КАЗ) экипаж под командованием Анри Наскидянца поднял в первый полет ракетоносец-бомбардировщик Ту-160М. Полет проходил на высоте 1,5 тыс. м и длился 34 минуты, сообщила пресс-служба "Туполева", проверены системы и оборудование - они отработали без замечаний.
"Пришлось ловить погоду - нижний край облачности был всего 400 метров, и, как только появились просветы, полетели! - эмоционально рассказывает близкий к министерству обороны источник "БИЗНЕС Online". - Летчики-испытатели выполнили свое дело! Завод - умница! Все работали одной командой!.. Это праздник для 8 тысяч человек в Казани, конструкторского бюро, летчиков-испытателей, 200 с лишним предприятий, чьи изделия на самолете, - для всех таких людей и их семей!"
Данное событие готовили 5 лет, с тех пор, как министр обороны Сергей Шойгу объявил о решении возобновить производство Ту-160, а если шире, то с начала 2000-х, когда задумана программа радикального обновления "Белого лебедя". И хотя пресс-служба "Ту" отмечает, что "первый опытный Ту-160М был создан в рамках масштабной программы модернизации строевых авиационных комплексов стратегической и дальней авиации", надо подчеркнуть, что это неизбежный этап для строительства новых ракетоносцев.
Имени американского авиаконструктора
Напомним, первый серийный Ту-160 взлетел в Казани 10 октября 1984 года. Всего должны были построить 100 машин, но в 1992-м, выпустив 34 самолета, Россия решила прекратить их производство. После развала СССР 19 ракетоносцев осталось на Украине: 8 после длительных переговоров украинцы вернули в счет долгов, 1 оставили в музее, а 10 утилизировали, причем есть основания полагать, что один из них на самом деле разобрали и вывезли в США. В 2000-м и 2008-м КАЗ сдал две машины, достроенные из советских заделов, в январе 2018 года довел до летного состояния еще один оставшийся от Советского Союза планер, продемонстрировав, что России это по силам.
Предполагается, что с нуля построят 10 ракетоносцев, а модернизируют все, что сейчас есть у ВКС - 15-16 машин (название и у тех и у других одинаковое - Ту-160М), к последним и относится взлетевшая вчера машина. Судя по имени на борту, первый полет она совершила в 1989 году, затем служила на авиабазе в Прилуках, после развала Советского Союза осталась на Украине, была выкуплена (то есть, спасена от утилизации) в 1999-м. В 2012 решением командования ВВС наречена "Игорь Сикорский" - по имени русского авиаконструктора, создателя первого в мире тяжелого бомбардировщика "Илья Муромец", эмигранта, основателя всемирно известной корпорации Sikorsky Aircraft. Что ж, хорошая мысль первым трансформировать в новую "кузькину мать" самолет с именем американского бизнесмена-авиаконструктора, которого к тому же полагают своим на Украине (Игорь Иванович родился в Киеве, в 1889 году)… По данным портала militaryrussia.ru, с 2014 года ракетоносец находился на хранении, сначала - в Энгельсе, затем - в Казани.
Предположительно, в рамках опытно-конструкторской работы за "Игорем Сикорским" до нового формата доведут еще два самолета, а далее начнется серийный процесс модернизации.
Что нового?
Главное свершение на сегодня - замена всего бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО), в том числе, отображения информации - вместо "будильников" появятся многофункциональные дисплеи. Все самое передовое, почти то же самое установят на перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА), первый полет которого запланирован на 2025-2026 годы. То есть, перед нами еще и испытательная платформа для совершенно нового дальнего ударного самолета.
"На Ту-160М установлено новое пилотажно-навигационное оборудование, бортовой комплекс связи, система управления, радиолокационная станция, комплекс радиоэлектронного противодействия", - сообщает пресс-служба "Туполева". По данным источника "БИЗНЕС Online" в промышленности, программное ядро БРЭО - разработка КБ "Туполева", а аппаратная часть, оборудование системы управления и аппаратура комплекса радиоэлектронного подавления - предприятий концерна "Радиоэлектронные технологии" нашего земляка Николая Колесова.
В дальнейшем Ту-160М будут учить воевать. Главным оружием Ту-160М станут крылатые ракеты семейства Х-101 с обычной (фугасной, осколочно-фугасной, кассетной, объемно-детонирующей) и с ядерной (Х-102) боевой частью. Первое боевое применение этого изделия было в Сирии, предположительно - со специально доработанного Ту-160. Самолет способен нести 12 таких ракет. В ближайшем будущем семейство продолжится ракетой Х-БД с дальностью полета 5 тыс. км.
Новые двигатели - на испытаниях
Волнующий момент - двигатели. На первом Ту-160М это штатные НК-32. Ранее руководство минобороны заявляло, что в 2019 году моторостроители самарского "Кузнецова" начнут поставлять новые движки - НК-32-02, но, видимо, дело оказалось сложнее, чем предполагалось изначально.
Отметим, что создание НК-32 было титаническим трудом. Научно-исследовательская работа стартовала в 1970 году, испытания - в 1977-м, серия - в 1986-м. Когда правительство России решило свернуть производство Ту-160, остановили и выпуск двигателей, так что сегодня приходится воссоздавать всю технологическую цепочку. Как подчеркивает наш близкий к Минобороны источник, НК-32-02 это улучшенная конструкция и современные технологии, а, следовательно, и полный цикл испытаний, почти как для новой продукции. Также собеседник отметил, что двигателя подобного по характеристикам исходному НК-32 не удалось создать даже американцам. По словам близкого к Объединенной двигателестроительной корпорации источника "БИЗНЕС Online", самолето-комплект новых двигателей находится на испытаниях и будет установлен на Ту-160М уже в ходе заводских испытаний.
Наконец, вопрос, который может возникнуть у читателя при виде первого Ту-160М: а чего такой ободранный? "Видимо, не покрасили для удобства дальнейших работ по доводке в ходе начинающихся интенсивных испытаний, - говорит наш источник в авиапроме. - Это обычная практика для самолетов, ранее эксплуатировавшихся и проходящих глубокую модернизацию, в том числе с заменой элементов старой обшивки. Обычно самолет красят для очередных этапов заводских испытаний, для официальной демонстрации ВКС или для публичной церемонии выкатки - ничего этого пока не было. Скорее всего, покрасят, как появится окно в испытаниях, это занимает около недели"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Бизнес-Online». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 18, 2024
Комплекс испытаний SJ-100 в СибНИА выполнен на 30-40 %
Апрель 18, 2024
Аэрофлот за первый квартал увеличил перевозки между Москвой и Санкт-Петербургом/Калининградом/Нижним Новгородом
Апрель 17, 2024
Для экстенсивного развития предпосылок у нас уже не осталось
Апрель 18, 2024
СМИ: в Кении разбился военный вертолет