О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Сборы не утихнут: ФАС хочет снять регулирование тарифов в аэропортах

Региональным аэропортам хотят позволить самостоятельно устанавливать цены на обслуживание авиакомпаний в международных терминалах

Региональным аэропортам хотят позволить самостоятельно устанавливать цены на обслуживание авиакомпаний в международных терминалах. С такой инициативой выступила ФАС. Антимонопольная служба направила соответствующее письмо в Международную ассоциацию аэропортов (МАА), с документом ознакомились "Известия". Перевозчики и эксперты опасаются, что результатом может стать увеличение издержек авиакомпаний и, как следствие, подорожание билетов из регионов за рубеж. Отмена регулирования тарифов для Московского авиаузла в 2015 году привела к росту ставок в трех крупнейших российских воздушных гаванях - Домодедово, Шереметьево и Внуково.

На благо конкуренции

ФАС предложила отменить госрегулирование стоимости аэропортовых услуг для авиакомпаний в международных терминалах. Об этом говорится в письме ведомства в МАА от 13 января, с которым ознакомились "Известия". Изменения предлагается внести в постановление правительства РФ от 23 апреля 2008 года № 293 "О госрегулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий (...)". Проект ФАС в конце декабря был направлен в Минтранс.

Сегодня государство устанавливает цену основных аэропортовых услуг - плата за взлет, посадку и стоянку самолетов, обеспечение авиабезопасности, предоставление аэровокзального комплекса, обслуживание пассажиров. Они утверждаются для всех воздушных гаваней, кроме Московского авиаузла (МАУ) и частично Пулково (за рубеж и в Москву).

Большинство авиаперевозок пассажиров на международных направлениях осуществляется через аэропорты Москвы, где ставки сборов не регулируются с 2015 года, сказал "Известиям" замглавы ФАС Александр Редько. Он отметил, что инициатива антимонопольного ведомства направлена на выравнивание условий для столичных и региональных воздушных гаваней.

По словам Александра Редько, "учитывая конкуренцию между прямыми и транзитными (через Москву) маршрутами", роста цен на аэропортовые услуги не ожидается.

В Минтрансе на запрос "Известий" на момент публикации не ответили.

Опасный маневр

В пресс-службе Домодедово отметили, что в МАУ тарифы дерегулированы для всех рейсов - как международных, так и внутренних.

В Шереметьево, Внуково, Жуковском, а также холдингах "Базэл Аэро" (аэропорты Сочи, Краснодара, Геленджика, Анапы) и "Новапорт" (управляет 16 региональными воздушными гаванями) на запросы на момент публикации не ответили. В "Аэропортах регионов" (воздушные гавани Екатеринбурга, Самары, Нижнего Новгорода, Ростова и др.) отказались комментировать тему либерализации тарифов.

В свою очередь, в авиакомпаниях уверены, что в случае реализации инициативы ФАС цены на международные перелеты пойдут вверх.

В "Уральских авиалиниях" сказали, что знают о предложениях антимонопольной службы и оценивают их "резко негативно".

- Уверены, что эта инициатива вызовет значительный рост ныне регулируемых ставок при обслуживании международных рейсов, - заявила "Известиям" пресс-секретарь авиакомпании Вера Гасникова.

В S7 Airlines также опасаются, что отмена госрегулирования приведет к росту стоимости обслуживания международных рейсов. Это, в свою очередь, отразится на ценах авиабилетов за рубеж, сказали "Известиям" в пресс-службе перевозчика.

- Регулирование сборов - единственная эффективная мера сдерживания роста стоимости обслуживания в аэропортах, - подчеркнули в S7.

В Nordwind считают, что инициатива ФАС ничего кардинально не изменит. Там отметили, что государство регулирует стоимость лишь небольшого перечня аэропортовых услуг, остальные определяются коммерческими отношениями между перевозчиком и воздушной гаванью.

- В течение года их стоимость может меняться много раз, - сказали в пресс-службе перевозчика.

В других крупных авиакомпаниях на запросы "Известий" не ответили.

Глава консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак разделяет беспокойство перевозчиков.

- Во всех случаях, когда тарифы дерегулируются, это приводит к их увеличению. В свою очередь, у перевозчиков не будет выхода - дополнительные издержки неизбежно заложат в стоимость билетов, - сказал он "Известиям".

После либерализации цен в аэропортах Московского авиаузла стоимость услуг повысилась и в Шереметьево - на 7,5%, и в Домодедово - на 15-43%, и во Внуково - на 6-23%, следует из обзора инвесткомпании InfraONE.

Руководитель InfraONE Research Александра Галактионова сказала "Известиям", что дерегулирование тарифов упростит привлечение частных инвесторов в региональные аэропорты. Им будет выгодно вкладывать средства в строительство инфраструктуры, так как инвестиции будут окупаться быстрей.

- С другой стороны, после либерализации тарифов в 2015 году мы наблюдали существенный рост стоимости услуг аэропортов МАУ, где конкуренция достаточно высокая. В региональных городах, где зачастую представлен только один аэропорт, рост может быть еще большим, - сказала она.

Эксперт добавила, что в конечном итоге это может негативно отразиться на пассажирах....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка