Автор: Юрий Авдеев
Опубликовано: 10.02.2020, 08:57
 

Инновации для авиации

Минобороны контролирует ход работ по инновационной тематике оборонки


[image]

Заместитель министра обороны Алексей Криворучко в целях контроля выполнения государственного оборонного заказа совершил плановую инспекционную поездку по ряду предприятий оборонно-промышленного комплекса, выполняющих контракты в интересах Мин­обороны.

Свою рабочую поездку Алексей Криворучко начал с посещения АО "Уральский завод гражданской авиации" (УЗГА) в Екатеринбурге. Он проверил выполнение предприятием государственных контрактов, а также ознакомился с ходом работ по перспективным изделиям, выполняемым в рамках опытно-конструкторских работ.

Затем замглавы оборонного ведомства провел совещание, на котором присутствовали представители военного ведомства, УЗГА, проектных организаций, предприятий-соисполнителей. Обсуждались вопросы, связанные с реализацией гособоронзаказа, а также перспективными планами по дальнейшей деятельности завода в интересах Минобороны.

Здесь необходимо напомнить, что в 2010 году российская компания "Оборонпром" подписала контракт на сборку партии израильских беспилотников на производственных мощностях УЗГА. На тот период такое решение было обусловлено отсутствием отечественных аналогов такого класса и их большой востребованностью в войсках.

Разведывательный беспилотный комплекс "Форпост" включает в себя три летательных аппарата самолетного типа и наземную станцию управления.

В качестве полезной нагрузки на борту размещается оптико-электронная система разведки и наблюдения с лазерным дальномером на гиростабилизированной платформе. Радиус действия по каналу связи может достигать 100 км.

Комплекс хорошо зарекомендовал себя в ходе операции по разгрому международного терроризма в Сирийской Арабской Рес­публике.

Контракт реализовывался с 2011 года. К 2018 году у Российской армии было около 30 комплексов "Форпост", собранных из импортных комплектующих. Однако сотрудничество с Израилем в области беспилотной техники в определенный момент наткнулось на политические препятствия, что сделало критически важным создание полностью отечественного аналога БПЛА.

В рамках программы по импортозамещению с использованием отечественных материалов и комплектующих изделий разработана модификация "Форпост-Р".

Кооперация предприятий оборонки с 2016 года работала над созданием нового российского беспилотника-разведчика "Форпост-Р". Это полностью обновленная модификация - прежними остались лишь внешние обводы. Она оснащена современным отечественным двигателем. Обновленный комплекс может вести разведку круглосуточно как с применением оптических, так и радиотехнических, радиолокационных средств.

На сегодняшний день новая модификация беспилотника в полном объеме прошла весь запланированный цикл заводских испытаний. В настоящее время прорабатывается программа государственных совместных испытаний. По прогнозам военных специалистов, изделие успешно пройдет этот этап проверки.

- В декабре прошлого года мы заключили контракт на поставку 10 комплексов с БПЛА "Форпост-Р", - заявил Алексей Криворучко.

Реализация контракта запланирована на трехлетний период. Помимо этого, как отметил замминистра, в 2020 году военное ведомство планирует подписать контракт на поставку еще 18 комплексов "Форпост-Р".

У военного ведомства и УЗГА имеется и другой, не менее взаимовыгодный контракт по опытно-конструкторской работе (ОКР), которая свидетельствует, что Россия вполне успешно реализует программу по созданию отечественных беспилотников.

По заказу Минобороны ударный беспилотник "Альтиус" известный в СМИ так же как
"Альтаир", создавался с 2011 года. В 2018 году проект "Альтиус" был передан на УЗГА. Проект был переработан. Летом прошлого года беспилотник обновленной версии "Альтиус-У" успешно выполнил первый полет.

В ходе дальнейших работ и испытания ряда прототипов был спроектирован в окончательном облике комплекс с летательным аппаратом "Альтиус-РУ".

Комплекс способен выполнять весь спектр разведывательных задач с применением оптических, радиотехнических, радиолокационных средств и находиться в воздухе более суток. Масса аппарата - около шести тонн.

Главная особенность комплекса - использование спутникового канала управления, что делает радиус его применения практически неограниченным.

- В декабре прошлого года мы заключили госконтракт на выполнение ОКР "Альтиус-РУ" по созданию разведывательно-ударного комплекса с беспилотным летательным аппаратом большой продолжительности полета нового поколения, оснащенного комплексом средств спутниковой связи, элементами искусственного интеллекта, способного взаимодействовать с пилотируемыми летательными аппаратами, - рассказал заместитель главы военного ведомства.

В ходе рабочего посещения самарского ПАО "Кузнецов" делегация Минобороны во главе
с Алексеем Криворучко ознакомилась с положением дел на заводе и выполнением гособоронзаказа.
У завода очень серьезные обязательства перед Минобороны. В ближнесрочной перспективе это проект возобновления производства Ту-160, который находится на особом государственном контроле.
Как известно, самолеты без двигателей не летают. К тому же запланированные временные рамки проекта, по оценкам экспертов, довольно жесткие. Вся производственная кооперация работает весьма интенсивно. Поэтому важно, чтобы производственные графики соблюдали все участники проекта, в том числе и двигателестроители.

- Касательно работ по НК-32 серии 02 - они идут согласно графику. Мы сегодня обсудим меры, необходимые для ускорения работ по данному проекту, - отметил Алексей Криворучко. - Эти уникальные двигатели будут устанавливаться на модернизированные самолеты Ту-160М, а также на новые Ту-160, воспроизведенные в новом облике.

Такое развитие ситуации ранее было спрогнозировано рядом экспертов. Стимулирование более оперативной реализации проекта с одной стороны позволит Мин­обороны повысить боевой потенциал Сил ядерного сдерживания, а с другой - обеспечить резерв по времени в случае какого-либо так называемого производственно-конструкторского подвисания проекта.

Замминистра отметил, что двигатель НК-32 второй серии обладает значительно улучшенными характеристиками по сравнению с его первоначальной версией, что позволит новым "стратегам" увеличить дальность полета на 1000 км.

Кстати, на днях состоялся первый полет первого опытного глубоко модернизированного ракетоносца-бомбардировщика Ту-160М, созданного на базе строевого Ту-160. Самолет пилотировал экипаж под руководством летчика-испытателя Жуковской летно-испытательной и доводочной базы Анри Наскидянца. Полет проходил на высоте 1500 метров и длился 34 минуты.

В рамках полетного задания выполнены необходимые проверки обновленных систем и оборудования, установленного по проекту глубокой модернизации самолета. По докладу экипажа, полет прошел в штатном режиме, системы и оборудование отработали без замечаний.

Однако вернемся к самарским двигателестроителям. Другая не менее важная задача, стоящая перед ними, - успешно пройти очередную контрольную точку в другом инновационном проекте. О ней также было сказано журналистам еще до начала совещания.

- Мы ознакомимся с ходом работ по созданию двигателей для ПАК ДА. Надеемся, что уже в текущем году первые двигатели будут изготовлены и переданы на стенд для проведения предварительных испытаний, - заявил Алексей Криворучко.

Старт этапа испытаний так называемых прогонов первого опытного образца запланирован на начало 2021 года.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 10 февраля 2020 года | Дайджест публикаций за 10 февраля 2020 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости