Автор: Евгений Пушкарский, Дмитрий Волошин, Василий Ахрамеев
Опубликовано: 13.02.2020, 13:14
 

Нужны ли отечественной авиации летчики-испытатели?


[image]

Экспериментальная авиация - стержневое звено авиационной промышленности. Она обеспечивает проведение опережающих летных исследований и испытаний, выполняемых в ходе опытно-конструкторских, экспериментальных и научно-исследовательских работ, а также испытаний авиационной техники после ее изготовления и ремонта.

Главный аэродром экспериментальной авиации России - Раменское в подмосковном Жуковском. Здесь базируются Летно-исследовательский институт им. М.М. Громова и летно-испытательные базы опытно-конструкторских бюро (ОКБ) авиационной промышленности. Здесь же обучают и испытателей. Как и над чем они сегодня работают, и есть ли проблемы?

На этапе испытаний самолет, вертолет и любой другой летательный аппарат испытатели учат летать, как ребенка в детстве родители учат ходить. За время испытаний характеристики летательного аппарата доводят до требований установленных норм, определяют надежность, безопасность, а также испытывают за пределами ожидаемых условий эксплуатации на, так называемых, критических режимах, чтобы в эксплуатации иметь надежные запасы по безопасности.

Вот, например, самолет имеет ограничения по максимальной скорости. А кто определил, что она максимальная и быстрее лететь нельзя? Летчики-испытатели и определят после того, как дойдут до такой скорости, когда самолет вот-вот развалится! Или, допустим, минимальная скорость, какая она? 200? А 150 можно? Летчики-испытатели говорят: нельзя! Но сначала проверяют расчетные ограничения в процессе испытания. Поэтому, как сказал исторически известный летчик-испытатель Сергей Корзинщиков, "настоящий летчик-испытатель должен свободно летать на всем, что только может летать, и с некоторым трудом на том, что, вообще говоря, летать не может".

Первоначальную подготовку и повышение квалификации летчиков и специалистов-испытателей по программам профессиональной переподготовки в соответствии с требованиями ФАП-1570 (утверждены Минпромторгом России) осуществляет Школа летчиков-испытателей имени А.В. Федотова. Напомним, она создана в 1947 г. на базе Летно-исследовательского института (ЛИИ). По авторитетному мнению выдающегося отечественного летчика-испытателя Михаила Громова, который в 1947 г. возглавлял Управление летной службы Министерства авиационной промышленности СССР и был инициатором создания Школы летчиков-испытателей (ШЛИ), "профессия летчика-испытателя и инженера-испытателя - это отдельные, отличающиеся особенной спецификой профессии, освоение которых должно проходить в специальном учебном заведении".

Цель создания Школы летчиков-испытателей - организация подготовки высококвалифицированных летчиков-испытателей, штурманов-испытателей, ведущих инженеров по летным испытаниям, а также всех других специалистов-испытателей и инженеров по эксплуатации экспериментальных воздушных судов для летно-испытательных подразделений научно-исследовательских институтов, опытно-конструкторских бюро, серийных и ремонтных заводов авиационной промышленности и всех других предприятий и организаций - разработчиков авиационной техники. Всего профессиональное обучение в ШЛИ идет по семи профилям. Объемы подготовки специалистов за последние годы приведены в табл. 1.

Всего за 72 года своей работы, с 1947 г. по 2019 г., в Школе летчиков-испытателей было подготовлено по программе основного набора более 900 летчиков-испытателей и штурманов-испытателей. За этот же период на курсах повышения квалификации в Школе было подготовлено свыше 12 тыс. специалистов.

О высочайшем уровне и качестве подготовки специалистов в Школе летчиков-испытателей убедительно говорят почетные звания и награды выпускников ШЛИ за высокий профессионализм, летное мастерство и мужество, проявленные ими при испытаниях авиационной техники.

50 выпускников Школы летчиков-испытателей стали Героями Советского Союза стали, 34 - Героями Российской Федерации, двое - Героями Социалистического труда. Выпускник Школы летчиков-испытателей Светлана Савицкая - дважды Герой Советского Союза. Троим выпускникам ШЛИ присуждена Ленинская премия, пяти - Государственная премия СССР (РФ). Один выпускник ШЛИ - лауреат Ленинской премии и Государственной премии РФ. Четыре выпускника Школы летчиков-испытателей стали летчиками-космонавтами СССР: Игорь Волк, Анатолий Левченко, Токтар Аубакиров и Светлана Савицкая. Среди выпускников Школы - 154 заслуженных летчика-испытателя СССР, 45 заслуженных летчиков-испытателей РФ, 6 заслуженных штурманов-испытателей РФ, 8 заслуженных пилотов СССР, два заслуженных пилота Российской Федерации.

Помимо подготовки кадров для экспериментальной авиации, в Школе летчиков-испытателей выполняются научные исследования по совершенствованию методик обучения, разработке современных методик для технических средств обучения, разработке критериев уровня подготовленности. Специалисты ШЛИ принимают участие в летных исследованиях и летных испытаниях, которые проводят другие подразделения ЛИИ и другие испытательные организации экспериментальной авиации.

Специалисты Школы летчиков-испытателей активно участвовали в исследованиях состояния безопасности полетов воздушных судов гражданской и экспериментальной авиации, разработке предложений по совершенствованию правил и процедур государственного регулирования в области обеспечения безопасности полетов, а также в исследованиях по совершенствованию методов подготовки, повышения квалификации и поддержания профессионального уровня летно-испытательного персонала. Специалисты ШЛИ участвовали в исследованиях по повышению безопасности сертификационных испытаний перспективной авиационной техники в условиях сокращения сроков проведения испытаний и комплексирования программ.

Сегодня Школа летчиков-испытателей - структурное подразделение ЛИИ им. М.М. Громова. Теоретические дисциплины в ШЛИ преподают научные сотрудники ЛИИ и других организаций авиационной промышленности, базирующихся на аэродроме ЛИИ и в Жуковском. Практическую подготовку слушателей ШЛИ ведут работающие в ЛИИ опытные летчики-испытатели инструкторы.

Летно-исследовательский институт имени М.М. Громова - государственный научный центр, выполняющий летные исследования и испытания экспериментальной и опытной авиационной техники, разрабатывающий методы обеспечения безопасности, надежности и эксплуатационной технологичности летательных аппаратов, их силовых установок и бортового оборудования, в том числе с использованием летающих лабораторий. В 1997 г. Правительством Российской Федерации на ЛИИ возложена государственная функция научно-методического обеспечения работ, связанных с государственным регулированием деятельности в области экспериментальной авиации России.

Работы и услуги, связанные с регулированием летной деятельности в области экспериментальной авиации, а также аттестация авиаперсонала экспериментальной авиации возложены на Управление летной службы (УЛС) ОАО "Авиапром", которое осуществляет руководство подготовкой кадров и летно-испытательной работой всех летно-испытательных подразделений (ЛИП) авиационных организаций экспериментальной авиации. Деятельность УЛС, в том числе, направлена на безусловное выполнение производственных планов предприятий и проведение летных испытаний авиационной техники без авиационных происшествий.

Летно-испытательные подразделения обеспечивают выполнение всех этапов летных испытаний, которые являются венцом в процессе создания новой авиационной техники, что, по сути, - главная задача авиационной промышленности нашей страны.

Необходимо четко сформулировать позицию авторов статьи: эффективная деятельность и развитие отечественной авиационной промышленности с обеспечением ее выхода на лидирующие позиции на мировом авиационном рынке невозможна без экспериментальной авиации, а ее деятельность должна соответственно обеспечиваться кадрами специалистов испытателей.

Для эффективного обеспечения деятельности экспериментальной авиации в период 2019-2025 гг. Школе летчиков-испытателей предстоит подготовить авиационный персонал, необходимый для испытаний новейшей отечественной авиатехники (Ка-62, МС-21, Як-152, Ил-96-400, Ил-112, Ил-114, ПАК ДА и др.), предъявительских и приемо-сдаточных летных испытаний серийных воздушных судов, планируемых к выпуску, летных испытаний (облетов) эксплуатируемых воздушных судов государственной и гражданской авиации после заводского ремонта, а также опережающих летных исследований.

Следует отметить, что в настоящее время Школа летчиков-испытателей Летно-исследовательского института имени М.М. Громова является единственным учебным заведением в России, выполняющим государственную функцию по подготовке авиационного персонала экспериментальной авиации для предприятий и организаций авиационной промышленности, создающих новую отечественную авиационную технику гражданского и военного назначения.

Темпы выпуска слушателей ШЛИ не поспевают за потребностями авиационной промышленности. В настоящее время в авиационной промышленности Российской Федерации работают около 200 летчиков-испытателей, при этом 60% из них имеют возраст старше 50 лет. Аналогично дело обстоит и с инженерными кадрами: 70% из них старше 50 лет.

С учетом планируемых показателей Государственной программы Российской Федерации "Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы" потребность в количестве авиационного персонала для экспериментальной авиации в ближайшее время увеличится в 1,5 раза. Это, учитывая возрастную убыль персонала, вызовет в летно-испытательных подразделениях предприятий, осуществляющих разработку, летные исследования и испытания новой авиационной техники, дефицит квалифицированного авиационного персонала средней возрастной категории. Соответственно, потребность во вновь подготавливаемых специалистах-испытателях возрастет в 4-5 раз.

Потенциально оцениваемая потребность в специалистах, которых необходимо подготовить для экспериментальной авиации (по годам до 2020 г.) представлена в табл. 2.

Таким образом, обеспечение подготовки специалистов в Школе летчиков-испытателей для летно-испытательных подразделений предприятий экспериментальной авиации - одна из основных задач авиационной промышленности в настоящее время.

Школа летчиков-испытателей осуществляет государственную функцию по подготовке летчиков-испытателей и всех остальных специалистов-испытателей экспериментальной авиации, которые необходимы летно-испытательным подразделениям НИИ, опытно-конструкторских бюро, серийных и ремонтных заводов авиационной промышленности и других предприятий и организаций, разрабатывающих авиационную технику.

Школа летчиков-испытателей - это учебное заведение дополнительного профессионального образования и единственный отраслевой учебный центр Российской Федерации, который готовит специалистов-испытателей для авиационной отрасли. Поэтому одной из основополагающих позиций при организации ШЛИ в 1947 г. и было указание Правительства Министерству авиационной промышленности:

  • передать Летно-исследовательскому институту для подготовки и тренировки летчиков-испытателей в ШЛИ самолеты, как учебные средства;
  • предусмотреть расходы на организацию и содержание Школы летчиков-испытателей из средств, выделяемых на научно-исследовательские работы, то есть финансировать подготовку специалистов, поступающих в Школу летчиков-испытателей по конкурсу, из средств бюджета.
Сегодня Школа летчиков-испытателей, осуществляющая государственную функцию, но лишившаяся бюджетного финансирования, поставлена в один ряд с коммерческими организациями, что противоречит здравому смыслу и, главное, интересам авиационной отрасли.

Следует принять во внимание профессиональное видение сложившейся ситуации, отраженное в материалах Научно-практической конференции, приуроченной к 70-летию Школы летчиков-испытателей, прошедшей 20 октября 2017 г.

Проблемы и приоритетные направления деятельности экспериментальной авиации, в том числе в сфере подготовки кадров специалистов-испытателей, рассматривались на выездном заседании Совета по авиастроению коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации в ЛИИ им. М.М. Громова 6 ноября 2019 г. (журнал "АвиаСоюз" № 6 2019 г.).

По нашему мнению, необходимо принять срочные и эффективные меры по совершенствованию подготовки в требуемых объемах летчиков-испытателей и других специалистов для экспериментальной авиации с целью исключения ситуации, при которой в нашей стране не смогут проводить полноценные испытания новой авиационной техники, что существенно снизит ее конкурентоспособность на мировом авиационном рынке.

Одна из приоритетных задач - выделение средств для модернизации учебно-материальной базы и технического оснащения Школы летчиков-испытателей современными воздушными судами, тренажерами и интерактивными автоматизированными средствами обучения.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 13 февраля 2020 года | Дайджест публикаций за 13 февраля 2020 года
Авторские права на данный материал принадлежат журналу «АвиаСоюз». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: МС-21 (в процессе тестирования)

Комментарии к новости