Автор: Ольга Никитина
Опубликовано: 17.02.2020, 08:05
 

Трапы прошли паспортный контроль

Проблему сертификации новой аэродромной техники решат на евразийском уровне


[image]

Как узнал "Ъ", проблема с эксплуатацией новой аэродромной техники будет в ближайшее время решена на уровне Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) как минимум до конца 2021 года. Чиновники исправят возникшую коллизию: в паспорте техники должна стоять отметка о сертификации, хотя формально она не требуется. Это мешает обновлению парков и может создавать риски безопасности. Теперь аэродромные машины исключат из общей процедуры на два года. С 2022 года должна начаться их сертификация, однако в отрасли считают, что от нее нужно вообще отказаться.

В ЕЭК нашли решение проблемы, из-за которой аэропорты не могли эксплуатировать новую аэродромную технику. Как писал "Ъ" 23 декабря 2019 года, с осени Федеральная таможенная служба отказалась выдавать паспорта самоходных механизмов (ПСМ) на пассажирские трапы, перронные автобусы, противообледенительные машины, платформенные транспортеры-перегружатели и другую технику. Проблема возникла из-за решения ЕЭК №100 еще от 2015 года, по которому паспорта на такую технику должны содержать все отметки, в том числе о сертификации. При этом ни в одном из техрегламентов аэродромная техника не учтена, то есть сертификации не подлежит.

Теперь на уровне ЕАЭС предлагается внести изменения в документ. Для отдельных машин, не предназначенных для эксплуатации на дорогах общего пользования, по протоколу совещания в ЕЭК от 7 февраля (есть у "Ъ") допускается до 31 декабря 2021 года в паспорте, в поле сертификации запись "отсутствует".

Затем планируется изменить сам техрегламент ТС, внеся туда аэродромную технику. Также должны быть внесены правки в решение ЕЭК №112, которым устанавливается порядок выдачи паспортов машин.

В начале января Минпромторг уже направлял в ЕЭК и Минэкономики письмо с доработанной версией решений, сходных с теми, что обсуждались на совещании 7 февраля.

В письме отмечалось, что проблемы с выпуском в обращение также возникли в части большегрузных внедорожных машин, самоходных ратраков и самоходных лесных мульчеров. Из-за имеющейся коллизии невозможно обновление техники, нужной для подготовки самолетов к эксплуатации, обеспечение грузовых и пассажирских перевозок, а также содержание в нормативном состоянии порядка 300 аэродромов РФ, сообщалось в письме.

В "Росспецмаше", представитель которого присутствовал на совещании, подтверждают, что предлагаемые изменения решают проблему. Но лишь временно, уточняют в ассоциации "Спецавтопром": за два года нужно внести спецтехнику, которая используется на аэродромах, в техрегламент ЕАЭС, а также разработать процедуру ее сертификации. Это длительный процесс, поясняют в ассоциации, а стоимость сертификации отразится на цене техники: "Речь идет примерно о 200 единицах в год на всю Россию: это не массовая история, и сертификация здесь избыточна".

Коллегия ЕЭК, на которой должен быть рассмотрен вопрос, пока не состоялась. Как следует из протокола совещания, Минпромторг до 12 февраля должен был согласовать с Минсельхозом перечень самоходных машин, подпадающих под исключение. В Минсельхозе переадресовали вопросы "Ъ" в Минпромторг. Там "Ъ" сказали, что изменения позволят выдавать ПСМ и регистрировать технику.

Поправки к решениям ЕЭК предполагают особый порядок внесения сведений об изготовителях наземных аэродромных машин в реестр организаций, уполномоченных выдавать ПСМ, поясняют в министерстве.

Кроме того, будет предусмотрен особый порядок заполнения ПСМ. Предварительный перечень машин проработан Минпромторгом совместно с Минсельхозом, а финальный должен быть утвержден решением коллегии ЕЭК.

В Минтрансе "Ъ" сказали, что поддерживают предложенный Минпромторгом временный порядок выдачи ПСМ. Министерство, в свою очередь, разрабатывает Федеральные авиационные правила, устанавливающие порядок эксплуатации аэродромной техники операторами аэродромов в целях недопущения угроз безопасности, добавили в Минтрансе.

Оперативное принятие любого из двух решений упростит жизнь операторам аэропортов прямо сейчас и снимет остроту проблемы, говорит исполнительный директор агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. В случае введения отсрочки обязательной сертификации до 2022 года операторы аэропортов смогут обновить парк: заказав необходимые машины сейчас, они получат их до наступления указанного срока.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 17 февраля 2020 года | Дайджест публикаций за 17 февраля 2020 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Отраслевое агентство "АвиаПорт" (в процессе тестирования)

Комментарии к новости