О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

75 лет. ЦАГИ - Во имя Победы: самолет-истребитель Як-3

25 февраля 1943 года завершилось строительство опытного образца будущего одномоторного боевого самолета Як-3 - Як-1М. Этот летательный аппарат стал одним из самых легких истребителей Второй мировой войны

25 февраля 1943 года завершилось строительство опытного образца будущего одномоторного боевого самолета Як-3 - Як-1М. Этот летательный аппарат стал одним из самых легких истребителей Второй мировой войны.

Проект Як-3 был нацелен на развитие уже оправдавшего себя на фронтах Великой Отечественной войны Як-1, но с увеличением живучести, скорости, скороподъемности и маневренности. Повысить летные данные боевого самолета можно было только путем улучшения аэродинамических свойств компоновки и максимального уменьшения полетного веса. Эти направления стали основными в разработке опытного Як-1М.

Снижения аэродинамического сопротивления конструкторам коллектива, возглавляемого А.С. Яковлевым, удалось достичь за счет уменьшения размеров крыла (его площадь сократили на 15,5%) и совершенствования отдельных элементов компоновки. Летом 1943 года летательный аппарат прошел государственные испытания, показав очень хорошие результаты. На втором опытном Як-1М специалисты установили новый мотор М-105ПФ-2 (пушечный форсированный) с увеличением мощности до 1300 л.с., а также доработали водо- и маслорадиаторы. На смену ряда деревянных конструкций пришли металлические.

Весомый вклад в создание истребителя внесли ученые ЦАГИ. В институте проводились работы, направленные на повышение скорости полета Як-3. Увеличение этого показателя дали герметизация щелей и индивидуальные реактивные выхлопные патрубки на каждый цилиндр. Кроме того, специалисты занимались охлаждением двигателей и улучшением аэродинамики винтов. В конечном итоге максимальную скорость летательного аппарата на высоте удалось повысить до 725 км/ч. Таким быстрым в то время не был ни один самолет в мире!

После всесторонних испытаний Як-1М под маркой Як-3 приняли к серийному производству. Впервые эти самолеты поступили на фронт в 1944 году. Легкие, скоростные и маневренные истребители достойно показали себя в противостоянии с немецкими Ме-109 и FW-190. На Як-3 сражались многие советские летчики-асы, а также пилоты французского истребительного авиационного полка "Нормандия - Неман".

Як-3 оставил яркий след в истории мирового самолетостроения. Этот истребитель стал своеобразным предвестником Победы - ведь именно с его появлением итог войны был предрешен....
Авторские права на данный материал принадлежат «ЦАГИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка